Home Page of the artist Evgeni Shetihin
|
|||||||
|
Игорь Гусев: Я хочу, чтобы жители Латвии знали свою историю16 марта в Рижском Доме Москвы состоится презентация историко-публицистического фильма режиссера и историка Игоря Гусева "Время Петра Великого". Накануне Игорь Гусев встретился с корреспондентом ИА REGNUM, чтобы поговорить о новом фильме и не только... ИА REGNUM: Говорят, что фильм "Время Петра Великого" — это продолжение предыдущего фильма "Латвийские русские: десять веков истории", который вышел чуть больше года назад. Это так? В принципе — да. Но давайте начнем, как говорится, сначала. Вообще, я работаю на телевидении с 1993 года. У меня "за бортом" больше 100 передач, которые были в эфире и около десятка фильмов, которые я снимал по разной тематике. В рамках проекта KLIO на сегодняшний день — это за последние 4 года — вышли фильмы "Саласпилский шталаг", "Латвийские русские: десять веков истории" и вот, новый фильм "Время Петра Великого". Это действительно продолжение фильма "Латвийские русские", потому что первый фильм об истории латвийских русских заканчивается как раз эпохой Алексея Михайловича, и вполне логично, что как продолжение следующий фильм — это уже история Петра Великого, сына Алексея Михайловича. Вот идет у нас такая преемственность. И даже фильм сам по себе я постарался выдержать в той же стилистике, в той же интонации по дизайну и подаче материала, чтобы он напоминал прошлый фильм и воспринимался именно как продолжение. Хотя его можно смотреть и как самостоятельное произведение. ИА REGNUM: Почему у Вас вообще возникло желание снимать кино на тему латвийских русских? Эта тема сегодня в Латвии если и популярна, то разве что в негативном смысле... Вот это и ужасно, что она популярна именно таким образом, причем не только в Латвии, но и в России. Дело в том, что история Прибалтики не получает должного освещения в историографии России, так же как эта тема не получала должного освещения и в историографии СССР. Вот эта вся корневая связь нашей общей совместной истории — она недооценивается. И я вижу свою задачу в том, чтобы напомнить об этой связи. Но, к сожалению, когда-то историю Латвии до революции при Российской империи трактовали местные немецкие историки — остзейцы — с немецкой точки зрения. Потом, когда Латвия стала независимой — латышские национально мыслящие историки трактовали. Потом, после войны, в советское время, те же самые латышские, но уже получившие партбилеты, историки продолжали свои трактовки, но это все равно был национальный взгляд на историю. И мы сталкиваемся с тем, что трактовать историю с позиции русской, русского человека — жителя этих мест — фактически было некому. Я не первый занялся этим вопросом. Был в XIX веке такой просветитель местный Евграф Васильевич Чешихин. Он был первым, который именно и пытался писать историю Латвии с позиции русского человека. И я себя вижу его преемником в этой роли. Потому что целый ряд вопросов нужно понимать с позиции целого ряда национальных интересов — латышского, немецкого, русского. Я русский историк, живущий в Латвии, и этим определяется смысловое содержание моих книг и моих фильмов. Теперь немного об истории Петра. Мы видим, что по отношению к русскому народу последовательно проводится политика холодной войны, идет необъявленная война. И эта война в идейном плане выражается в том, что нас все время пытаются лишить наших священных символов, наших героев, наших побед, наших достижений. Вот потому и возникла идея снять фильм о Петре Великом. Дело в том, что фигура Петра демонизируется, и не только в Латвии, но и в России. Вот я вижу по интернет-комментариям к выложенной уже версии фильма: "Вот, опять про этого сифилитика, про этого извращенца, про этого кровавого маньяка!" и прочее, прочее. То есть уже сложилась тенденция, когда некоторые, пытаясь популяризировать нетрадиционный взгляд на историю, показывают фигуру Петра с такой точки зрения. А Петр — великая фигура! И как всякая подлинная личность он не однозначен, в нем можно найти и черное и белое, и хорошее и дурное. Но превращать его в изгоя — это значит лишать русский народ одной из его статусных фигур. Давайте тогда откажемся и от Александра Невского, ведь поляки вот уже сняли псевдоисторический фильм, где доказывается, что Ледового побоища вовсе и не было, это все русская, советская фальсификация. Давайте откажемся от Суворова, которого тоже те же поляки очень не любят, потому что он их когда-то гонял по всей Польше, когда они бунтовали, и им есть за что его не любить. Давайте откажемся от Михаила Илларионовича Кутузова... В общем, то, что сегодня в России пущена на самотек идейная наполняемость истории — это факт. Причем тут даже трудно понять, где наивность, а где конкретно диверсия. Ведь любая нация стремится защищать свои символы, любой народ стремится защищать своих героев. И я хочу, чтобы мою попытку — наивную, может быть — защитить имя Петра Великого от нападок воспринимали как мой вклад в будущее великой России. ИА REGNUM: А в России ваши фильмы демонстрируются? Все мои книги и фильмы имеют на обложке или на коробке с диском надпись, что они находятся в общественном достоянии, разрешается перепечатывание, использование материала в благих целях в любой форме — в Интернете, в печатной форме, если мы говорим о книгах, и так далее. То есть я вижу своей целью популяризацию истории. Мне просто хочется жить в окружении умных, образованных людей. И вот именно популяризация — главная цель проекта KLIO. Фильмы все мои выложены в Интернете. И если вы наберете в любом поисковике название какого-либо моего фильма, выскочит, по меньшей мере, 20-25 адресов различных файлообменников, где этот фильм можно будет скачать или посмотреть online. Официально я свои фильмы не возил в Россию, но поскольку они выложены в Интернете, то можно сказать, что они стали достоянием не только России, но, наверное, и всего мирового интернет-сообщества. ИА REGNUM: На какую аудиторию рассчитаны ваши фильмы? Дело в том, что я вижу своим долгом быть популяризатором, как я уже говорил. Меня часто упрекают в том, что мои книги, например, может быть, для кого-то кажутся примитивными. В них нет такого наукоемкого ссылочного аппарата, мудрых академических фраз. Я все это могу сделать, у меня классическое высшее историческое образование, я дипломированный историк. Но если вы напишите книгу или снимете фильм достаточно наукоемко, их прочтут или посмотрят только высоколобые интеллектуалы. Мне этого не надо. Я хочу, чтобы мои книги читали и мои фильмы смотрели люди самых разных возрастных категорий. И прежде всего, молодежь. Потому что практика показала, что в наше время, к сожалению, вот эти многочисленные реформы образования, которые все проводятся и проводятся, ведут только к деградации молодых людей и полному отсутствию у них знаний. И если благодаря своим фильмам и своими книгами я смогу восполнить этот пробел, напомнить людям, живущим не только в Латвии, но и в России, о том, что было в нашей стране, я буду считать свой долг выполненным. Поэтому целевая аудитория моих фильмов, наверное, все, кто обладает зрением и желанием узнать что-то по истории. ИА REGNUM: Ваши книги и фильмы переводятся на латышский язык или на какие-либо другие языки? Мы переводили фильм "Саласпилский шталаг" о страшной судьбе военнопленных узников Саласпилса на английский язык и на латышский язык. Все остальные проекты мы не переводили, потому что, во-первых, у меня нет ни сил, ни лишних финансов на это дело. В принципе, проект KLIO изначально не строился как коммерческий. Поэтому лишние затраты, такие, как перевод на латышский или распространение — я не вижу в этом смысла. Потому что затраты большие, а будут ли латыши читать мои книги или смотреть фильмы — неизвестно. Если я сумею "окучить" хотя бы русскоязычную аудиторию, я буду уже считать себя выполнившим долг. Хотя я знаю, что многие латыши, правда, к сожалению, в основном старшего поколения читают мои книги и смотрят фильмы, но они владеют русским языком на достаточно хорошем уровне. ИА REGNUM: Не было ли у вас идеи показывать ваши фильмы в школах на уроках истории? Или книги в школы отдавать? Ведь вы сами сказали, что в первую очередь они рассчитаны на молодежь. Фильм "Латвийские русские: десять веков истории" — лично я распространил около 500 дисков. Нашлись спонсоры, которые оплатили тираж. Книга "Петр Великий и Рига", вышедшая в прошлом году, вся ушла, весь тираж был роздан просто в качестве подарков. Ни одну книгу лично я не продал. В том, что касается школ: тут все зависит от администрации и от их отношения. В некоторые школы специально приглашают меня на творческие встречи с учениками, и тогда мы говорим об истории, о сути истории и показываем фильмы или фрагменты из фильмов. Но я не занимаюсь специально продажей себя — я не бегаю за директорами школ, упрашивая их: "Пригласите меня, пригласите!" Если меня приглашают, я никогда не отказываюсь и за это я опять же не прошу никакого вознаграждения. ИА REGNUM: Давайте немного отойдем от самого фильма и поговорим об истории, которая творится сегодня. Имеется в виду создание латвийско-российской исторической комиссии. Латвийская сторона уже объявила имена ее участников, российская — пока еще нет, и, тем не менее, комиссия, скорее всего, будет создана. Ваше отношение, как историка, к собственно созданию комиссии и тем темам, об обсуждении которых уже заявила латвийская сторона? Озвученные латышской стороной темы для обсуждения напомнили мне известный анекдот о том, как латыши перевели "Камасутру", и получилось хорошо, но опять про оккупацию. А если серьезно — я отношусь к созданию подобной комиссии с угрюмой и мрачной иронией. Я не вижу от этой комиссии в перспективе никакого результативного процесса. Сам факт создания подобной комиссии прекрасен, но в наших условиях при сложившихся обстоятельствах — это чистая профанация. Объясняю почему: дело в том, что за последние годы сложилась ситуация, когда российская официальная сторона чаще всего каялась и соглашалась. И сегодня официальные латышские историки воспринимают факт создания подобной комиссии как очередной процесс поиска возможности добиться от России покаяния. Они воспринимают это, прежде всего, как слабость России и видят эту комиссию как трибуну для популяризации своих тезисов. Тезисы просты: страшная советская оккупация, страшное русское время, да-да, не советское, а именно русское время, так они и говорят! То есть русские во всем виноваты. И, естественно, они будут всячески выражать официальный латышский взгляд на историю Второй мировой войны. Здесь возможны два варианта: с одной стороны, латыши надеются, что российская сторона просто согласится со всеми этими тезисами, а с другой стороны, они надеются еще и подвести идейную базу под факт оккупации с соответствующей финансовой претензией. И само то, что они радостно этого ожидают, — а у них нет сомнения в том, что они этого добьются, — говорит о том, что сегодня российская сторона воспринимается латышскими официальными историками, как сторона, заведомо готовая к покаянию. История — это наука очень субъективная, и каждый народ имеет свои священные символы. Лишившись этих священных символов, нация гибнет. Беда в том, что сегодня латышам пытаются внушить священные символы очень скверные и дурно пахнущие. Вот эта вот сомнительная героизация легиона СС — она ведет в тупик латышский народ, лишая его подлинных, настоящих героев. Тот же 130-й корпус, тот же ныне здравствующий Вилис Петрович Самсонс — человек воистину легендарный — он не является символом официальной Латвии, он является изгоем. И это ужасно, потому, что подлинные герои оказываются в тени. ИА REGNUM: Еще одна тема из творящейся сегодня в Латвии истории: собирание подписей, с одной стороны, за перевод обучения в школах только на латышский язык, с другой — за то, чтобы сделать русский язык в Латвии вторым государственным. Как вы к этим вопросам относитесь? Вообще я удивляюсь, почему спецслужбы Латвии до сих пор не занялись этими господами, которые организуют сборы подписей за образование только на латышском языке, потому что это провокационная вещь! Я прекрасно помню, на каком базисе создавалось государство в 1991 году, я помню эти лозунги, которые звучали на Домской площади: "Латвия — наш общий дом! Мы все едины и равны!" И это были прекрасные лозунги. Но посмотрите, что происходит: мы все в одной лодке, но люди вместо того, чтобы грести к берегу, который виден, и к нему надо просто грести, начинают в этой лодке долбить дырки и при этом кричат, что они знают, что именно так и надо и им виднее. Человек, который долбит дырку в плывущей лодке — это либо сумасшедший, либо враг, от которого надо избавляться. Так вот, этот провокационный сбор подписей — это враждебное проявление к будущему независимого латвийского государства. Этим занимаются враги Латвии! Эта провокация ведет к еще большему размежеванию населения, подрывает экономическую основу и будущее страны, рушит зыбкое единство между людьми. Сегодня и так огромное количество молодых людей уезжает за границу и, кстати, не шибко-то рвутся возвращаться обратно. У нас безработица, безысходность, у людей апатия. И тут находятся настоящие преступники, которые устраивают такие провокации. А ведь половина населения Латвии сегодня — русскоязычные люди, и открыто декларировать запрет им на образование на родном для них русском языке — это толкать людей на гражданскую войну. О том, что касается встречной акции по сбору подписей за русский, как второй государственный. К сожалению, русские люди на территории Латвии находятся сегодня в состоянии апатии. Борьба за русские школы, за русский язык ведется не первый год. Я помню, какого уровня достигали манифестации в Риге в начале 2003-го, в 2004 году. Но даже тогда, когда на улицы выходило до 70 тысяч человек, это, к сожалению, жалкий минимум. В одной Риге живет несколько сотен тысяч русскоязычных. И если бы на улицы вышли хотя бы 200 тысяч человек, как, например, в 1991 году, когда шел демонтаж Советского Союза и со всех концов Латвии в Ригу приезжали люди и эти грандиозные толпы демонстрантов собирались на набережной. И это действительно впечатляло, это был знак того, что люди хотят отстаивать свои права. Так вот сегодня самосознание русского населения Латвии находится "ниже плинтуса". И я не знаю, что должно случиться, какой катаклизм, чтобы люди вдруг осознали, что никто за них ничего не сделает, пока они сами этого не захотят. Ведь никто не призывает к войне, к вооруженной борьбе — Боже упаси! Тут же предлагается всего лишь прийти на митинг и поставить свою подпись. Конечно, организаторы и этого сбора подписей предлагают несколько провокационный вариант. Понятное дело, что для многих латышей второй государственный язык русский — это будет прямо как красная тряпка для быка. Но ведь эта акция организована в ответ на провокацию тех, кто организовал сбор подписей за латышский язык. То есть на одну провокацию идет другая провокация. Меня угнетает то, что, скорее всего, к сожалению великому, эта инициатива по сбору подписей за русский язык заглохнет, потому что очень многие из тех, кто мог бы поставить свою подпись под этим воззванием, просто поленятся лишний раз оторваться от дивана и сделать то, что от них требуется. Я, конечно, хотел бы ошибиться в своих прогнозах на этот счет, я хотел бы поверить, что в людях не утихло чувство ответственности за будущее своих детей и за будущее своей страны. Потому что как раз организаторы акции по сбору подписей за русский язык как второй государственный, я считаю, выступают за будущее независимой Латвии. Потому что независимая Латвия способна выжить только за счет единства народов, населяющих ее. Но я думаю, что самосознание людей наших, увы, слишком размыто. ИА REGNUM: А дата показа — 16 марта — была выбрана специально, потому что именно в этот день в Риге пройдет шествие легионеров СС, или так случайно получилось? Я думаю, что демонстрация фильма о победе русского оружия, о Петре Великом, о победоносной Северной войне станет хорошей такой составляющей этого "праздника" 16 марта. Не секрет, что пытаются и этим мероприятием, шествием, вызвать у нас некоторые комплексы. Я очень рад, что это мероприятие — презентация фильма — состоится именно 16 марта. Люди, конечно, относятся к этому по-разному: кто-то это оценит, кто-то улыбается, кто-то не замечает. Но я думаю, что это будет хороший праздник для всех, кто сомневается в том, что наш солдат по сути своей непобедим. И нечего на эту тему дискуссии разводить. Именно такую мысль, такой посыл я хотел бы направить показом этого фильма 16 марта.
|
||||||
|
|
|