Logo Home Page of the artist Evgeni Shetihin    

Rus
 Russian 

Eng
 English 

Ger
 German 

Эксперт: Белорусам необходимо вернуть русскую составляющую национального самосознания

Каково место белорусов в цивилизационном пространстве Евразии, как современная белорусская интеллигенция оценивает национальную политику советского периода, какое содержание она видит в широко обсуждаемом феномене "Русский мир", рассказал в интервью ИА REGNUM белорусский политолог Николай Сергеев.

ИА REGNUM: Что, на Ваш взгляд, представляет собой современный Русский мир?

Русский мир — многогранное понятие. В самом общем и широком смысле — это глобальное сообщество людей, относящих себя к русской культуре, владеющих русским языком и считающих своим духовным центром историческую Русь-Россию. Ядром же Русского мира является Русский народ, в отношении которого еще предстоит восстановить историческую справедливость.

Дело в том, что в XX веке Русский народ претерпел два разделения. Вдохновителями первого были Ленин и Троцкий, главным же исполнителем — Сталин. Тогда большевистские вожди, проводя фактически авантюрную т.н. "ленинскую национальную политику" лишили белорусов и малорусов (украинцев) их исконного права быть русскими. Белорусы и украинцы были объявлены хоть и родственными русским, но другими восточнославянскими народами. Советский официоз стал именовать русским только великороссов и таким образом "ленинская национальная политика" отторгла от Русского народа десятки (!) миллионов коренных русских людей.

Собственно все те национально-языковые проблемы, которые мы имеем сейчас на Украине и отчасти в Белоруссии — это прямое следствие антирусской по сути советской национальной политики и ее современных последователей. Весь советский период белорусам и украинцам внушалось, что они утратили свою русскость еще в XVI, а то и в XIV веке. А если кто не соглашашался с подобными этнокультурными "новоделами", то получал клеймо "черносотенца" и "великодержавного шовиниста", подвергался гонениям и репрессиям.

В этом отношении показательна судьба выдающегося ученого-слависта, академика Российской Императорской, Чешской академий наук, а затем и АН СССР Евфимия Федоровича Карского, главным научным трудом которого было фундаментальное исследование "Белорусы" (в 4-х томах, 1903-1921 г.г.), ставшее итогом кропотливой исследовательской работы в различных регионах белорусского края. И главный вывод "Белорусов" звучит однозначно — белорусы при всем своеобразии их культуры являются неотъемлемой и органической частью Русского народа, а белорусский язык является разновидностью русского языка: ""Белорусское наречие принадлежит к числу самых важных местных видоизменений русского народного языка" (Е.Ф. Карский, "Белорусы", т.1 — Мн: БелЭн, 2006, стр. 90).

Но научно безупречные взгляды академика Карского находились в прямом противоречии с ленинско-троцкистской национальной доктриной, и поэтому весной 1919 года ученый был снят с должности профессора Минского педагогического института и арестован. Однако научный авторитет Е.Ф. Карского был столь высок, что, вопреки мнению партийных органов, в 1922 году он стал действительным членом Института белорусской культуры (ныне Национальная академия наук Белоруссии).

Но это было временное затишье. В 1927 году на закрытом заседании ЦК КПБ (б) было принято решение об исключении Карского из Академии наук БССР. Поводом послужил отчет академика о своей научной командировке в ряд славянских стран, в котором он назвал Львов старым русским городом. Ученый был лишен работы и возможности заниматься научной деятельностью и вынужден был уехать из Белоруссии. Умер Евфимий Карский в Ленинграде в 1931 году. А ведь это был всемирно известный ученый, что же говорить о простых белорусах, если они открыто не желали становится нерусскими? Увольнение с работы и высылка из БССР (была и такая мера "социальной защиты") были не самыми жесткими мерами подавления этих "черносотенско-белогвардейских" элементов.

Ну а в 1991 году в ходе развала СССР разделенными оказались уже великороссы, 25 миллионов которых не по своей воле оказались вне российской государственности. Поэтому одной из главнейших задач в настоящее время является восстановление, в первую очередь, национально-культурной целостности дважды разделенного Русского народа. А это дело совсем непростое, т.к. самосознание многих белорусов и украинцев в значительной степени искажено. В то же время вопреки всему миллионы белорусов и украинцев (малорусов) продолжают сохранять общерусское сознание, что, несомненно, обнадеживает. В этом ключе необходимо вспомнить и закарпатских русинов, являющих собой яркий пример национально-духовной стойкости и приверженности русскому имени.

В связи с этим необходимо дать ясное, недвусмысленное и свободное от родимых пятен "ленинской национальной" политики определение самого понятия Русский народ. В нынешних постсоветских условиях наиболее верным представляется следующее определение: русские — это восточные славяне (великороссы, малорусы, белорусы, русины) относящие себя к Русскому народу. А если кто-нибудь, официально числящийся белорусом, не желает относить себя к русским, то это его выбор, но никто не вправе лишать права быть частью Русского народа тех белорусов, которые остались верными заветам предков и не хотят лишаться своей исконной этнической принадлежности.

Необходимо коснуться и такого с одной стороны исторического, а с другой — геополитически востребованного понятия как Русская Земля или Русь, являющихся общим наименованием Великороссии, Белоруссии, Украины и вообще всех территорий, населенных восточными славянами. При этом важно подчеркнуть, что Русская Земля — категория этно-территориальная (цивилизационная) и никак не затрагивает чью-либо государственность. За последнюю тысячу лет на территории Руси существовали различные русские государства или часть Русской Земли оказывалась в чужих державах. В настоящее время Русская Земля охватывает Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Украину, Приднестровье, северную часть Казахстана и некоторые другие территории.

Таким образом, подлинными столпами Русского мира выступают Русский народ, Русская Земля и сообщество людей, приверженных русской культуре и русскому языку. Причем без первых двух "опор" понятие Русский мир теряет всякий смысл.

ИА REGNUM: Каково место в этом пространстве Белоруссии? Какова ее роль?

В национально-культурном отношении Белоруссия, она же историческая Западная Русь, безусловно, является частью Русского мира, но в Республике Беларусь сильно довлеет наследие "ленинской национальной политики", и она как государство практически никак не использует те немалые возможности, которые открывает принадлежность Белой Руси к Русской цивилизации. Более того: на официальном уровне это обстоятельство вполне осознанно замалчивается, а многие из современных белорусов об этом просто не знают.

Положение в постсоветской Белоруссии в вопросах ее этнокультурной принадлежности сродни ситуации, имевшей место после возврата Западной Руси в лоно русской государственности. Несмотря на то, что в XIX веке Речи Посполитой уже не существовало, белорусские земли продолжали оставаться под польским культурно-национальным господством, которое принималось как должное тогдашним российским обществом. Вот что писал об этом Е.Ф. Карский в "Белорусах": "С 1863 года изучение Белоруссии становится особенно интенсивным и производительным. Причиной этого было польское восстание, избравшее для себя ареной между прочим и Западный край. И западная дипломатия, хотевшая было вмешаться в славянское семейное дело, и русские правящие сферы, и русское общество, и даже многие представители интеллигенции Западного края, сбитые с толку этнографическими изысканиями некоторых польских ученых и тех русских этнографов, которые повторяли их, неясно представляли себе этнографический состав края. Пришлось доказывать, что Западный край есть русский по громадному большинству населения и вместе с тем православный" (Е.Ф. Карский, "Белорусы", т.1. стр.202 — Минск, БелЭн, 2006).

Нечто подобное мы имеем в Белоруссии и сейчас, когда, как и в XIX веке определенную часть не только белорусского, но и российского общества необходимо убеждать, что Белая Русь является своеобразным по культуре старинным русским краем, имеющим непростую и драматическую историю.

А ведь слова исторической правды далеко не всем по нутру в нынешней Белоруссии. Стоило белорусскому писателю Андрею Геращенко (события происходили год назад) публично заявить о том, что Республика Беларусь в этнокультурном отношении является русской страной, а русский язык — неотъемлемой составляющей культуры Белоруссии (т.е. фактически повторить идеи, отраженные в "Белорусах" Е.Ф. Карского), как деструктивные антибелорусские силы призвали к репрессиям против писателя.

Вот такие троцкистские замашки. А ведь провокация удалась. Местные власти пытались уволить писателя с госслужбы, а руководство Союза писателей Белоруссии — исключить А.Г. Геращенко из этого творчесеого объединения. И только протесты общетсвенности, вмешательство СМИ, в том числе и ИА REGNUM, и здравомыслие ответственных руководителей в Минске остановили расправу.

Белорусскому народу нужно вернуть общерусскую составляющую его национального самосознания, без которой белорусы просто не могут быть белорусами. Необходима кропотливая и настойчивая просветительская работа. В этом отношении стоит отметить деятельность белорусского общественного научно-просветительского проекта "Западная Русь" (www.zapadrus.su), который видит одной главных своих задач открытие для современников уникального наследия западнорусской исторической и общественно-философской мысли, находившегося под запретом в советское время, и сейчас еще мало известного широкой общественности.

В свое время Александр Лукашенко говорил, что Белоруссия должна стать одним из духовных центров славянского мира. Но одних благих слов для этого недостаточно — нужны усилия в этом на правлении, основывающиеся на исторической правде. А вот с этим-то у белорусского официоза от науки и культуры далеко не все в порядке. Путь, по которому следует идти Республике Беларусь, ясно указал в ходе своего пастырского визита в Белоруссию осенью 2009 года Святейший Патриарх Кирилл, определив последнюю не как некий "мост между Востоком и Западом", а как западный рубеж Святой Руси. При этом надо понимать, что на государственный суверенитет Белоруссии, как и других государств Русского мира, Российская Федерация никак посягать не собирается. Речь идет о цивилизационном единстве Русской Земли.

ИА REGNUM: Интеграция Русского мира: каковы основные задачи на данный момент?

Интеграция, а точнее единение Русского мира имеет несколько граней: политическую, экономическую и гуманитарную. В политической плоскости, на первый взгляд, наиболее продвинутым является Союзное государство Белоруссии и России. На деле же этот интеграционный проект, который существует уже более 10 лет, так и не вышел из своей начальной стадии, и, по сути, недалеко ушел от декларации о намерениях. И одна из главных причин в том, что он изначально не рассматривался как проект, направленный на воссоединение отторгнутых друг от друга ветвей одного народа, а расценивался как некое сугубо экономическое предприятие. Поэтому, несмотря на успешное выполнение целого ряда союзных экономических программ, и среди белорусов, и среди россиян довольно широко распространено скептическое отношение к Союзному государству. Поэтому чрезвычайно важно общеруссское гуманитарное наполнение союзного строительства, призванное пробуждать у белорусов и великороссов чувство национальной общности.

ИА REGNUM: Как следует решать возникающие проблемы интеграции, каковы пути их решения?

Серьезным изъяном белорусско-российской интеграции является присущая этому процессу закрытость от общественности. Нельзя признать приемлемым пложение, когда судьба воссоединения Белой Руси и Великой России зависит от умонастроений узкой группы чиновников. Поэтому крайне необходимо избрать парламент Союзного государства, который, даже не имея на первом этапе серьезных полномочий, мог бы стать площадкой для гласного обсуждения союзных вопросов. Без этого невозможно добиться серьезного продвижения в союзном строительстве.

Что касается Русского мира в целом, то серьезную консолидирующую роль может сыграть Всемирный русский народный собор. Но это возможно только в том случае, если бы он стал подлинным всерусским вече, делегаты которого избирались бы на местах (к примеру, на местных русских соборах), а не формировались бы некими бюрократическими структурами в Москве. Для того же, чтобы Русский мир стал жизнеспособным и влиятельным этнокультурным организмом, необходимо целенаправленно формировать у русских людей то, что гоголевский Тарас Бульба называл русским чувством, уделять особое внимание развитию непосредственных связей между русскими организациями и сообществами и поменьше зависеть от российской и какой-либо иной бюрократии.

ICQ #106704194
shetihin@narod.ru
Copyright, 2001. All rights reserved.
Hosted by uCoz