Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


24 января

     160 лет назад родился Василий Иванович Суриков, исторический живописец, участник Товарищества передвижников и «Союза русских художников». Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева. В 1868 году отправился в Петербург, где в 1869 году поступил в Академию художеств. С 1877 года жил в Москве. Выполнял монументальные росписи на хорах храма Христа Спасителя. С 1881 года - член Товарищества передвижных художественных выставок. Творческий путь Сурикова как исторического живописца можно условно разделить на три периода: драматическая трилогия о событиях русской истории XVII-XVIII веков, батальные картины 1890-х и произведения, созданные в 1900-1910 годах. В картинах «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» Суриков воплотил переломные моменты допетровской, петровской и последующих эпох во Василий Суриков (1848-1916) - русский живописец, передвижник. Фотография 1888 годавсей их сложности и противоречивости. Главным действующим лицом в этих произведениях выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Новый период творчества Сурикова начинается после создания картины «Взятие снежного городка», изображающей веселую казачью игру, связанную с воспоминанием о воинственном прошлом. За ней последовали батальные полотна, уже впрямую отразившие это прошлое - «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы». Среди поздних картин Сурикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» и «Благовещение».  В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма («Автопортрет», «Человек с больной рукой»). Талант великого живописца ярко проявился и в пейзаже, акварели, произведениях на религиозные сюжеты. Художественные и особенно колористические достижения Сурикова, его новаторский подход к решению исторической картины составили целый этап в развитии московской школы живописи. Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка (например, художников круга «Бубнового валета»). Умер Суриков в Москве 19 марта 1916 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1948 году в Красноярске был открыт музей-усадьба Василия Сурикова. 23 января 2003 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия памятника Сурикову на Пречистенке в сквере напротив Российской академии художеств. Имя Сурикова присвоено Московскому художественному институту, художественному училищу и художественному музею в Красноярске.

REGNUM

1791 - умер Этьенн Морис Фальконе, французский скульптор

     217 лет назад умер Этьенн Морис Фальконе. Этьенн Морис Фальконе - французский скульптор, автор памятника Петру I в Санкт-Петербурге («Медный всадник»). Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734-1744 годах учился у скульптора Ж.Б.Лемуана в Париже. Одно из первых значительных произведений Фальконе - группа «Милон Кротонский» - отличается барочным драматизмом. В 1750-1760-х годах Фальконе создавал аллегорические и мифологические статуи и группы («Пигмалион»), а также модели для севрских статуэток из бисквита («Купальщица»). В 1757-1766 годах руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Талант Фальконе как скульптора-монументалиста в полную силу раскрылся в период его пребывания в России (1766-1778) и его работы над памятником Петру I, установленному Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Скульптор Э. Фальконена Сенатской площади в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М.А.Колло). В духе просветительской философии XVIII века Фальконе, по его словам, представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Пьедесталом памятнику послужила гранитная скала, обработанная в форме морской волны. Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздернувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса; стремительный порыв органично сочетается в ней с торжественным величием. Блестящее воплощение нашли в памятнике (за которым благодаря одноименной поэме А.С.Пушкина закрепилось название «Медный всадник») идеи могучего подъема страны, драматические сложности переломного момента в истории. Важную роль в образно-пластическом решении этого лучшего произведения Фальконе играет тонко продуманное многообразие аспектов его восприятия. Фальконе продемонстрировал умение преодолевать технические трудности (фигура коня опирается на задние ноги и хвост, прикрепленный к змее, символизирующей зависть и козни врагов). Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 году уехал в Голландию, а в 1780 году вернулся во Францию (последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не работал).

REGNUM

1888 - родился Эрнст Хейнкель, немецкий авиаконструктор

     120 лет назад родился Эрнст Хейнкель, немецкий авиаконструктор. Эрнст Хейнкель родился 24 января 1888 года в Грунбахе (Вюртемберг). В 1907-1911 годах учился в Высшей технической школе Штутгарта. Авиацией заинтересовался после посещения Международной выставки во Франкфурте в 1909 году, в том же году приступил к строительству своего первого самолета типа биплана Фармана. В 1911 году совершил полет на этом самолете, но потерпел аварию и получил серьезные ранения. Работал конструктором у Ф.Шнайдера, затем перешел в компанию «Альбатрос эркрафт». В 1914 году стал техническим директором и главным конструктором самолетостроительной фирмы «Ганза унд Бранденбургишен флюгцойгверке». За годы первой мировой войны Хейнкелем было создано более 30 типов самолетов, применявшихся армиями Германии и Австрии. В 1922 году основал самолетостроительную фирму в Варнемюнде (Германия), существовавшую до 1945 года. В начале 1930-х годов построил семиместный транспортный самолет Не-70, на котором в 1933 году был поставлен рекорд скорости - 375 километров в час. В последующие годы создал пикирующий бомбардировщик Не-50 и истребитель Не-51. К середине 1930-х годов фирма «Хейнкель» представляла собой мощный авиационный концерн, имеющий свое КБ, серийные заводы, авиационные мастерские и летно-исследовательскую базу. Все новое и передовое в достижениях авиационной науки немедленно воплощалось в конструкциях созданных им самолетов. Фирмой выпускалось более 100 типов самолетов (учебные, пассажирские, разведчики, бомбардировщики, истребители). В 1939 году построил первые опытные реактивные самолеты He-176 (с ракетным двигателем) и He-178 (с турбореактивным двигателем). Двухмоторные бомбардировщики Хейнкеля He-111 широко применялись во второй мировой войне. С 1950 года Хейнкель руководил самолетостроительной фирмой в Штутгарте. Эрнст Хейнкель умер 30 января 1958 года, оставив после себя 154 выполненных конструкций самолетов и 13 катапульт самолета, а также пять реактивных самолетов. За свои заслуги получил титул профессора, а также ученую степень доктора наук Технического института Штутгарта и университета Ростока.

1931 - основан цыганский театр «Ромэн»

     76 лет назад в Москве основан цыганский театр «Ромэн». Единственный в мире цыганский театр «Ромэн» был создан в Москве 24 января 1931 года как театр-студия «Индо-ромэн» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. У истоков его создания стояли А.Луначарский, А.Андреева, А.Германо, Г.Лебедев, И.Ром-Лебедев, М.Гольдблат (художественный руководитель театра до 1936 года), почетным членом организационной группы был В.Мейерхольд. Первый публичный спектакль театра-студии состоялся 31 апреля 1931 года. С 16 декабря 1931 года «Ромэн» стал профессиональным театром. Первые спектакли театра были в основном о цыганах, пропагандировали переход к оседлой трудовой жизни. Позже появились постановки по произведениям отечественной и зарубежной литературы: «Кармен» по П.Мериме, «Цыганы» по А.Пушкину. С 1940 года спектакли в театре идут на русском языке, что расширило его связи со зрителями. Неоценимым для развития театра был контакт с МХАТ, чьи признанные мастера прививали цыганским артистам (в ту Театр "Ромэн". Сцена из спектакля "Мы - цыгане"пору фактически не имевшим специального образования) навыки русского психологического театра. В 1937-1941 годах труппу возглавлял актер МХАТ народный артист СССР М.Яншин, поставивший спектакли «Кровавая свадьба», «Чудесная башмачница» Ф.Г.Лорки, «Макар Чудра» по М.Горькому и др. В 1941-1957 годах театром руководил П.Саратовский, с 1958 по 1977 год - С.Баркан и М.Сидоркин. В этот период были поставлены спектакли «Цыганка Аза» М.Старицкого, «Горячая кровь» И.Хрусталева, «Грушенька» И.Штока, «Мы - цыгане» И. Ром-Лебедева, Н.Сличенко. В разное время в театре работали такие известные режиссеры, актеры, балетмейстеры как М.Гольдблат, Г.Жемчужный, О.Хабалов, П.Бобров, И.Хрусталев, С.Вербицкий, H.Сличенко, Т.Агамирова, Е.Жемчужная, А.Кононова, И. Морозова, H.Сергиенко, И.Тарасова, И.Тимофеев, И.Туманский, H.Шишков, Я.Яковлева, Л.Ярошенко. Если в прошлом артисты приходили в театр зачастую прямо из табора и обычно не имели даже общего школьного образования, то сегодня молодые актеры имеют и общее, и профессиональное образование, многие закончили ГИТИС. В октябре 1978 года на базе Московского музыкального училища им.Гнесиных была создана специальная студия. В 1981 году театр был награжден орденом Дружбы Народов. С 1977 года главный режиссер театра, а с 1991 года - художественный руководитель - народный артист СССР, лауреат Государственной премии Николай Сличенко.

2003 - создан Национальный филармонический оркестр России (художественный руководитель Владимир Спиваков)

     5 лет назад создан Национальный филармонический оркестр России (художественный руководитель Владимир Спиваков). Национальный филармонический оркестр России (НФОР) создан  приказом Министерства культуры РФ от 24 января 2003 года по поручению Президента Российской Федерации В.Путина. Главной целью создания оркестра стало дальнейшее развитие лучших традиций отечественного и мирового оркестрового исполнительства. Оркестр возглавил всемирно известный скрипач и дирижер Владимир Спиваков. 15 июня 2003 года прошла первая репетиция оркестра.
Владимир СпиваковДебют оркестра состоялся 26 сентября 2003 года Московском Доме музыки и был посвящен 75-летию дирижера Евгения Светланова. За прошедшие годы активной творческой жизни НФОР сумел стать одним из лучших симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов. Своей важнейшей задачей НФОР считает преемственность наследия и традиций великих русских дирижеров - Евгения Мравинского, Кирилла Кондрашина и Евгения Светланова. Другой не менее важной задачей Национальный филармонический оркестр считает поддержку талантливых молодых музыкантов, создание условий  для их творческой реализации и профессионального роста. В составе НФОР играет оркестровая элита двух музыкальных столиц России - Москвы и Санкт-Петербурга. С коллективом уже выступили выдающиеся музыканты современности Джесси Норман, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Мария Гулегина, Хуан Диего Флорес, Марсело Альварес, Ферруччо Фурланетто, Кшиштоф Пендерецкий, меогие другие. Национальный филармонический оркестр России дает концерты не только в Москве, но и в различных регионах страны.  Также оркестр регулярно гастролирует в странах СНГ, Балтии, Западной Европы и в Японии. Ежегодно НФОР принимает участие в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция). В сезоне 2006-2007 годов состоялись масштабные двухмесячные гастроли коллектива в США, включившие 36 концертов на лучших сценах крупнейших городов Америки. Оркестр осуществил записи нескольких компакт-дисков, включающих произведения Чайковского и Рахманинова.

Hosted by uCoz