Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


17 ноября

     Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. Происходила из бедного немецкого княжеского рода. Родилась 22 мая 1729 года. В 1745 году была выдана замуж за наследника российского престола цесаревича Петра. В замужестве приняла имя Екатерины Алексеевны и перешла из лютеранства в православие. Вскоре после воцарения на престол непопулярного среди родовитого дворянства Петра III свергла его, опираясь на гвардейские полки. В царствование Екатерины II в 1763 году были  открыты воспитательные дома, в 1766 году основано воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), в 1781 году вышел устав о народных училищах. Императрица провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-1764), упразднила гетманство на Украине (1764). Возглавляла Уложенную комиссию 1767-1769 годов. Издала Учреждение для управления губернией (1775), Жалованную грамоту дворянству (1785) и Жалованную грамоту городам (1785). Особенно успешной была ее внешнеполитическая деятельность. При Екатерине Алексеевне в результате русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791 годов Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783), были осуществлены разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). В царствование Екатерины Великой начали выходить многие журналы. В 1783 году была основана Академия российская, научный центр для изучения русского языка; открылся первый книжный магазин. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет 20 томов древних русских документов. Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, «Записок».

REGNUM

250 лет назад (1757) учреждена Академия художеств в Петербурге (ныне - Российская академия художеств)
      17 ноября 1757 года решением Сената в Санкт-Петербурге была учреждена Академия художеств. До этого заботы о развитии искусства возлагались на Академию наук. Академия художеств была учреждена по инициативе одного из деятелей русского просвещения графа И.И.Шувалова, который был попечителем и «первым главным директором» академии с 1757 по 1763 год.
Одной из основных функций Академии было профессиональное обучение и воспитание высококлассных художников. Занятия со студентами начались в 1758 году сразу в нескольких (живописный, скульптурный, архитектурный, гравировальный, медальерный) классах. В 1764 году высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены «Привилегия и устав Императорской Академии трех знатнейших художеств», придавшие ей особый государственный статус и на долгие годы определившие направления ее деятельности. Академия также была и центром научно-исследовательской мысли, осваивающей художественное наследие, исторический и современный опыт мирового и российского изобразительного искусства. В петербургский период Академии художеств, который длился вплоть до социалистической революции 1917 года, академия выполняла в основном образовательную функцию. Она давала блестящую профессиональную подготовку молодым живописцам и скульпторам. В российском искусстве второй половины XIX века назрели серьезные эстетические сдвиги в сторону реализма, возрос интерес к жанровой живописи «без прикрас». Академия не желала сдавать позиции. Она по-прежнему прекрасно учила ремеслу, но эстетически все дальше и дальше расходилась с передвижниками и новыми поколениями художников рубежа XIX-ХХ веков. Благодаря деятельности ряда крупных педагогов реалистического направления и принятию нового, более демократического устава 1893 года, когда к преподаванию были допущены крупные мастера-передвижники, Академия художеств сохранилась как школа профессионального мастерства.
     Декретом Совета народных комиссаров России от 12 апреля 1918 года Императорская академия художеств была упразднена. На ее базе продолжало действовать Высшее художественное училище. Затем были созданы Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, Вхутемас, Вхутеин. Постоянные трансформации продолжались до 1932 года. С 1932 по 1947 год в стране действовала Всероссийская Академия художеств, в 1947 году она преобразовалась в Академию художеств СССР и переехала в Москву. Это были времена, когда в искусстве насаждалось одно единственное направление - социалистический реализм. Академия художеств СССР просуществовала до 1991 года, с 1992 года она была преобразована в Российскую академию художеств. За два с половиной века членами Российской академии художеств были видные деятели русской и мировой культуры, обогатившие сокровищницу мировой культуры многими выдающимися произведениями. Среди них - М.Ломоносов, В.Баженов, Д.Дидро, Ф.Рокотов, А.Иванов, К.Брюллов, О.Роден, И.Репин, В.Суриков, П.Третьяков, И.Грабарь, С.Герасимов, А.Дейнека, П.Кончаловский, М.Сарьян, В.Фаворский, А.Пластов, Р.Гуттузо, О.Нимейер, К.Танге. Российская академия художеств Указом президента Российской Федерации наряду с Эрмитажем, Большим театром, Третьяковской галереей отнесена к особо ценным объектам национального достояния народов России.

REGNUM

217 лет назад (1790) родился Август Фердинанд Мёбиус, немецкий астроном и математик
     Август Фердинанд Мёбиус родился в Шульпфорте. Некоторое время под руководством К.Гаусса - «короля математиков» - изучал астрономию. С 1816 года начал вести самостоятельные астрономические наблюдения в Плейсенбургской обсерватории, в 1818 году стал ее директором, позже - профессором Лейпцигского университета. Автор трудов по проективной геометрии. В частности, впервые ввел систему координат и аналитические методы исследования, установил существование многогранников, для которых неприменим «закон ребер» и которые не имеют объема. Мёбиус - один из основоположников теории геометрических преобразований, а также топологии, теории векторов и многомерной геометрии. Получил важные результаты в теории чисел (функция Мёбиуса). Установил существование односторонних поверхностей (лист, или лента Мёбиуса). Что такое лента Мёбиуса, знает практически каждый школьник. Это - простейшая односторонняя поверхность, получается при склеивании двух противоположных сторон АВ и А'В' прямоугольника АВВ'А' так, что точки А и В совмещаются соответственно с точками В' и А'.А. Если двигаться вдоль по ленте Мёбиуса, как и по любой другой односторонней поверхности, не пересекая его границы, то, в отличие от двухсторонних поверхностей, например сферы, цилиндра, можно попасть в исходное место, оказавшись в перевернутом положении по сравнению с первоначальным. Физики-теоретики пришли к выводу, что наша Вселенная, вполне вероятно, замкнута в ленту  Мебиуса. Эта теория полностью коррелирует с теорией относительности Эйнштейна и его предположением, что космический корабль, все время летящий прямо, может вернуться к месту старта, что подтверждает неограниченность и конечность Вселенной, изогнутой в пространстве большого числа измерений. Но это научные гипотезы, а на практике описанная в 1865 году профессором Лейпцигского университета Августом Фердинандом Мебиусом лента, благодаря стараниям изобретателей и ее удивительным свойствам, стала неисчерпаемым источником оригинальных технических решений.

127 лет назад (1880) родился Иван Михайлович Заикин, прославленный русский атлет, борец, один из первых русских летчиков
     Иван Заикин родился 17 ноября 1880 года в селе Верхнеталызино Симбирской губернии. В молодости был грузчиком. Борьбой и тяжелой атлетикой начал заниматься в 1902 году. В 1904 году стал чемпионом России, в том же году ушел в профессионалы. Его учителем был Иван Поддубный. В 1908 году обучался авиации в Париже, затем демонстрировал воздушные полеты по городам России. Как борец гастролировал в Европе, Америке, Африке, Австралии. По-настоящему большой успех пришел к нему в Париже на мировом чемпионате по французской борьбе, где он стал вторым, уступив лишь Поддубному. За виртуозное владение приемами французской борьбы его называли благородным рыцарем ковра. С 1909 года в течение нескольких лет возглавлял чемпионаты французской борьбы в России. Сам неоднократно выступал в различных городах мира как атлет и борец, демонстрируя непревзойденные силовые номера и трюки. Известность его была исключительной. В 1920-е годы Иван Заикин организовал «Спортивную арену» - ансамбль профессиональных атлетов-борцов. С 1934 года жил в Кишиневе. Умер 22 ноября 1948 года. Похоронен на Армянском кладбище в Кишиневе.

67 лет назад (1940) родилась Елена Владимировна Петушкова, кандидат биологических наук, одна из лучших в мире мастеров выездки, заслуженный мастер спорта
     Елена Петушкова однажды призналась, что наука и спорт для нее - «два мира: в одном превалирует наслаждение разума, в другом - накал страстей, и они дополняют друг друга». С детства она избегала шумных дворовых игр - все самое интересное происходило в школе: сначала на уроках, потом - в химическом и ботаническом кружках. Позже увлечение этими науками привело ее в МГУ на биофак, который она с отличием окончила и сразу попала в аспирантуру. Очень любила животных. Ухаживала за рыбками в аквариуме, черепахой и фокстерьером Джолли. Однажды выходила раненого лисенка, найденного в лесу, а затем, когда тот подрос в их московской квартире, выпустила его на волю. Первая встреча Елены с лошадьми произошла в Сокольниках - там был организован прокат лошадей. Тренер подошел к Лениной маме и поинтересовался, ездила ли ее дочь верхом раньше. Услышав отрицательный ответ, недоверчиво и удивленно покачал головой. Лена Петушкова всерьез увлеклась лошадьми: раздобыла книгу «Учись ездить верхом» знаменитой спортсменки А.М.Левиной, купила в Военторге шпоры и в конце первого года обучения выполнила на вороном Баркасе норму третьего разряда по преодолению препятствий. В 1960 году произошла ее встреча с Пеплом. Чистопородный тракенский жеребец боялся людей: его прежний хозяин был человеком жестоким. Поэтому, едва Елена попыталась наладить контакт, конь тут же вознамерился ее лягнуть. Понадобились месяцы терпения и ласки, прежде чем конь поверил ей и покорился. А уже потом начался и продолжился практически непрерывный триумф их обоих - коня и всадницы. После 1964 года Петушкова уже регулярно занимала призовые места во всесоюзных чемпионатах, прочно вошла в основной состав сборной. На чемпионате Европы 1967 года в Аахене (ФРГ) она стала шестой - и лучшей среди женщин (высшая школа верховой езды - единственная дисциплина, в которой женщины соревнуются в общем зачете с мужчинами). В 1970 году Елена Петушкова завоевала в Аахене титул чемпионки мира по выездке, победив в самом сложном виде конного спорта - высшей школе верховой езды (перед поездкой в Аахен Петушкова успешно защитила кандидатскую диссертацию). На XX Олимпийских играх в Мюнхене (1972) на соревнованиях по выездке Елена Петушкова на своем любимце - уже легендарном Пепле - завоевала олимпийскую золотую медаль. В 1973 году на чемпионате СССР Петушкова победила во всех четырех видах программы (Средний приз, Большой приз, переездка и комбинированная езда), на чемпионате Европы выиграла золотую медаль в Среднем призе и серебряную - в Большом. После победы в Мюнхене все четыре года Петушкова с Пеплом готовились к новому олимпийскому старту. Но за два месяца до Олимпиады в Монреале Пепел внезапно захромал, и они остались дома. В последний раз на великолепном Пепле Петушкова  выступала на чемпионате СССР в 1977 году. Сошла с седла, поцеловала в морду: за его дальнейшую судьбу она была спокойна (Пепла как представителя тракенской породы, потомка знаменитого Пилигрима, ждали на родине - на конном заводе под Ростовом-на-Дону). Тогда Елена взяла молодого Абакана - сына великого Абсента, признанного Лошадью века. К 1980 году, когда незадолго до московской Олимпиады Абакан трагически погиб, они достигли немалых результатов - завоевали в составе сборной страны «бронзу» на чемпионате мира, «серебро» на чемпионате Европы (1979), победили на зимнем первенстве страны (1980), стали вторыми на Спартакиаде народов СССР. Новым партнером Петушковой в сентябре 1980 года стал Хевсур - красивый, сильный конь. Выступления за сборную команду СССР Елена Петушкова закончила в 1987 году. Кандидат биологических наук, Елена Петушкова на протяжении многих лет успешно совмещала спорт с научной и преподавательской деятельностью. Она - автор монографии, более 60 публикаций в отечественных и зарубежных научных изданиях в области биохимии. Являлась соавтором научного изобретения. В 1987-1992 годах  - председатель комитета «Советские спортсмены за мир». В 1995-1999 годах возглавляла Федерацию конного спорта России, затем занимала пост вице-президента Федерации. С 1997 года была старшим тренером сборной команды Российской Федерации по конному спорту. Умерла 8 января 2007 года после продолжительной болезни.

59 лет назад (1948) крейсер «Аврора» поставлен на вечную стоянку
     Крейсер Аврора У Петроградской набережной Санкт-Петербурга высится уже ставший привычным силуэт военного корабля - это легендарный крейсер 1-го ранга «Аврора». Свое название крейсер получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов. Крейсер был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи Новое адмиралтейство 4 июня 1897 года, спущен на воду 24 мая 1900 года, вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года. В период русско-японской войны 1904-1905 годов, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток, «Аврора» приняла боевое крещение в Цусимском сражении. Возвратившись на Балтийское море, крейсер «Аврора» длительное время плавал как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В период первой мировой войны крейсер принял активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады  крейсеров. В 1917 году экипаж «Авроры» активно участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции. 7 ноября (25 октября) 1917 года «Аврора» по сигнальной ракете открыла огонь по Зимнему дворцу. В 1922-1923 годах крейсер был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором до 1940 года проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Весь период ленинградской блокады «Аврора» стояла у стенки в порту Ораниенбаума (Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. В 1948 году «Аврора» была пришвартована у Петроградской набережной Ленинграда и до1956 года использовалась как учебная база Ленинградского нахимовского училища. Впоследствии «Аврора» стала кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, в этом качестве сохраняется и по настоящее время. В июле 1992 года на «Авроре» был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг.

Hosted by uCoz