Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


10 сентября


     Отмечается с 1997 года согласно решению парламента Крыма (ранее отмечался до 1917 года). Крымская (Восточная) война России против коалиции в составе Великобритании, Франции, Турции и Сардинии продолжалась с 1853 по 1856 год. Кампания завершилась подписанием Венского мирного договора, в соответствии с которым Россия лишалась права иметь военный флот и военно-морские базы на Черном море, уступала Турции южную часть Бессарабии, обязалась не возводить укреплений на Аландских островах и признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией. Центральным эпизодом Крымской войны стала героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 349 дней. По оценкам историков, потери России в войне составили полмиллиона человек, стран коалиции - 350 тысяч человек. На военно-историческом братском кладбище в Симферополе покоятся 32 тысячи русских солдат, умерших в госпиталях города в период  Крымской  войны. Вскоре после окончания Крымской войны в России развернулось движение за увековечение памяти героев обороны. По всей стране собирали средства на сооружение памятников. Особенно много было сделано в период подготовки празднования 50-летия обороны (1904-1905). На местах, где располагались бастионы и батареи, встали памятники, появились памятные доски. 14 мая 1905 года на бывшем 4-м бастионе открылась  панорама «Оборона Севастополя» - замечательное произведение мастера русской батальной живописи Франца Рубо, сразу получившее широкую известность. Огромное полотно длиной 115 метров и высотой 14 метров изображает отражение русскими солдатами генерального штурма англо-французскими войсками Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны.

REGNUM

251 год назад (1756) императрица Елизавета издала Указ об учреждении «русского для представления трагедий и комедий театра» в Петербурге (ныне Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (Александринский)
     Два с половиной века театр является национальным театром России, на сцене которого состоялись практически все мировые премьеры произведений русской классической драматургии. Театр был учрежден Указом императрицы Елизаветы Петровны 10 сентября 1756 года как «русский для представления трагедий и комедий театр». В соответствии с постановлением Придворной конторы с января 1759 года стал называться Российский театр, а с 20 декабря 1766 года по указу Екатерины Второй в название добавлялось слово «придворный». С марта 1825 года театр стал называться Российская драматическая труппа Императорских Санкт-Петербургских театров. 12 сентября 1832 года в Санкт-Петербурге постановкой героической драмы «Князь Пожарский» состоялось торжественное открытие нового здания театра, сооруженного по проекту известного архитектора Карла Росси в честь победы России над Наполеоном. Строительство театра длилось четыре года. При его сооружении были применены инженерные новшества: Росси использовал чугунные перекрытия, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе. Здание Александринского театра представляет собой один из блестящих образцов русского классицизма. Его фасад украшают шесть коринфских колонн. На аттике несется квадрига Аполлона, покровителя искусств и предводителя муз. В нишах застыли четыре музы: Терпсихора, Мельпомена, Клио и Талия. Петербургские легенды рассказывают о том, что Николай Первый лично принимал работу за день до открытия, обошел ложи и партер, а затем посмотрел дивертисмент из императорской ложи. Свое название «Александринский» театр получил в честь жены Николая Первого императрицы Александры Федоровны. Театр стал самым посещаемым в Петербурге. С 6 марта 1917 года театр стал Русской драматической труппой Государственных петроградских театров. В 1919 году театру было присвоено звание академического, и он стал называться Государственный академический ассоциированный театр. С 1920 года - Петроградский академический театр драмы. В 1937 году театру было присвоено имя А.С.Пушкина, а с 9 февраля 1937 года, по постановлению ЦИК СССР, театр зовется Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина. С 23 декабря 1991 года, согласно Уставу театра, он - Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина. Сцена театра помнит выступления выдающихся актеров Г.Волкова, И.Дмитриевского, В.Давыдова, А.Яковлева, Е.Семеновой, М.Савиной, М.Юрьева, Е.Корчагиной-Александровской, Н.Симонова, Н.Черкасова, В.Меркурьева, Ю.Толубеева и многих других. Поддерживая сложившуюся за века репутацию «театра мастеров», Александринский театр и сегодня располагает одной из сильнейших актерских трупп России. Помимо драматических спектаклей, на его сцене организуются балетные представления, а также фестивали балета с участием зарубежных и российских исполнителей.

REGNUM

168 лет назад (1839, ст. ст.) состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года
    Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя, идея строительство которого возникла сразу по окончании Отечественной войны 1812 года, закладывался трижды, и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень. Первые проекты храма появились в 1816 году. В объявленном императором Александром I конкурсе приняли участие лучшие зодчие, победителем был признан Александр Витберг. Храм предполагалось возвести на Воробьевых горах. Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 года. Окончательный же проект сооружения был утвержден в 1825 году. В это время началось новое царствование, строительство храма было приостановлено, а сам Витберг отправлен в ссылку на 15 лет. В 1832 году император Николай I утвердил проект Храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Место для храма выбрал сам император. Он повелел снести постройки Свято-Алексеевского женского монастыря и церкви Всех святых. Старица обители прокляла разоренное место и все то, что на «нем выстроено впредь будет». Закладка сооружения состоялась в 1839 году. Величественный храм на берегу реки Москвы, на Волхонке, строился более 40 лет. 7 июня 1883 года с необыкновенной торжественностью Храм Христа Спасителя был освящен. В память этого события были изготовлены кабинетные медали из золота, серебра и бронзы. На них с одной стороны было изображено Всевидящее Око с надписью «Не нам, не нам, а имени Твоему», с другой стороны можно было прочесть всю историю храма: «Завещал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III». Специально к дню освящения Петр Ильич Чайковский написал вдохновенную увертюру «1812 год», исполненную храмовым хором. Над созданием храма трудились лучшие архитекторы, строители, художники того времени. Уникальная роспись создавалась русскими живописцами Суриковым, Кошелевым, Крамским, Семирадским, Верещагиным, Маковским, Васнецовым, Бруни и др. Авторами фасадных скульптур стали Клодт, Рамазанов, Логановский. Храм Христа Спасителя был памятником не только религиозным, но и историческим, «свидетельствующим о божественном заступлении за русский народ в Отечественную войну 1812 года» и запечатлевшим его ратный подвиг. На стенах храма были изображены военные события, установлены 177 мраморных плит с описанием сражений и именами награжденных орденом Святого Георгия, увековечена была и память воинов, проливших кровь за веру и Отечество. Храм был взорван 5 декабря 1931 года, в 1995 году началось восстановление Храма в прежних архитектурных формах, в 2000 году - освящение и придание ему статуса кафедрального.

135 лет назад (1872) родился Владимир Клавдиевич Арсеньев, географ, исследователь Дальнего Востока, писатель
     Родился в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего. В 1892 году поступил в Петербургское пехотное юнкерское училище. Одним из преподавателей училища был известный путешественник Г.Грум-Гржимайло, который смог заинтересовать молодого человека географическими исследованиями, обратив его внимание на Дальний Восток. После окончания учебы в 1895 году  Арсеньев получил назаначение в Польшу. В 1900 году по его просьбе был переведен во Владивосток. Первые свои экспедиции (1902-1907) Владимир Арсеньев совершил в качестве военного топографа. В его задачу входило проведение маршрутной съемки, но он попутно собирал и научные материалы о рельефе, геологии, флоре и фауне Южного Приморья, о народах, населяющих эти места. В 1906-1907, а затем в 1908-1910 годах исследовал горы Сихотэ-Алиня. В 1912 году опубликовал «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края» - первую комплексную сводку данных о природе и людях края. В 1918 году совершил путешествие на Камчатку, в 1923 году - на Командорские острова. В 1927 году предпринял крупную экспедицию по маршруту Советская Гавань - Хабаровск. Во время этих экспедиций Арсеньев изучал быт, обычаи, промыслы, религиозные верования, фольклор удэгейцев, тазов, орочей, нанайцев. Преподавал в высших учебных заведениях, участвовал в создании музеев Дальнего Востока. Как писатель Арсеньев создал новое краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. Автор книг «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня». 4 сентября 1930 года Владимир Арсеньев умер от воспаления легких во время экспедиции на Нижний Амур. Его именем назван город на Дальнем Востоке, ледник на северном склоне Авачинской сопки.

95 лет назад (1912) родился Херлуф Бидструп, датский художник-карикатурист
     Херлуф Бидструп родился в Берлине. Рисовать учился в технической школе, затем в школе живописи при Академии художеств в Копенгагене. Многие годы работал над антифашистскими карикатурами в газете «Социал-домократ», принесшими ему популярность. В годы оккупации Дании фашистами работал в подпольной коммунистической прессе. С 1945 года сотрудничал с газетой компартии Дании «Ланд оф фольк». Бидструп - автор серий юмористических и сатирических рисунков на бытовые темы и политических карикатур, но более всего известен своими комиксами - небольшими смешными рассказами в картинках. Серийные рисунки Бидструпа неоднократно издавались отдельными альбомами в Дании и за рубежом, в том числе в СССР. Бидструп создал также серии зарисовок из поездок по Чехословакии (1948, 1952), СССР (1952) и другим странам. Знаменитые «московские зарисовки» (выступления клоуна Олега Попова, поездки в метро, сатирические аналогии куполов храма Василия Блаженного с предметом женского белья и многие другие) печатались и в советских юмористических журналах. До своей кончины в 1988 году Бидструп был в Советском Союзе самым популярным датчанином. В 1964 году он стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». В конце августа 2004 года в Копенгагене в Музее рабочего движения открылась самая полная выставка работ Бидструпа - их более пяти тысяч.

80 лет назад (1927) родилась Има Сумак, перуанская певица с уникальным голосом в пять октав
     Настоящее имя - Сойла Аугуста Эмператрис Чаварри дель Кастильо. Родилась в маленьком городке Ичокан в окрестностях Кахамарки на севере Перу. По легенде, ведет свою родословную от последнего касика инков Атауальпы, о чем свидетельствует выданный перуанским правительством сертификат. Ее талант заметили еще тогда, когда она, будучи школьницей, принимала участие в различных концертах. Однако первое признание к ней пришло после выступления по Национальному радио Перу. В 16 лет вышла замуж за Мойсеса Виванко, который на протяжении многих лет был продюсером певицы. От природы волосы Сойлы были русыми, но взяв первый сценический псевдоним Итабей - имя принцессы инков, роль которой она играла в первом концерте, девушка выкрасила волосы в цвет воронова крыла. Затем ее выбор остановился на другом имени - Има Сумак, что на языке местных индейцев кечуа означает «Столь прекрасная». Всемирную известность ей принесла роль в фильме «Секрет инков» (1954). Благодаря редчайшему сопрано, свободно достигавшему пяти октав, и яркой, экзотической красоте, Сумак была в ряду первых мировых знаменитостей на протяжении 50-х - 80-х годов ХХ века. Ее голос, способный практически моментально переходить от солидного баритона к колоратуре и издавать «совершенно нечеловеческие звуки», достиг вершин совершенства в таких композициях, как «Гимн Солнцу» («Подношение девственницы»), «Хиваро». В середине 1990-х годов Сумак еще выступала в концертных залах Западной Европы, и ее пение по-прежнему очаровывало слушателей. Последние годы она постоянно живет в США и уже давно не занимается концертной деятельностью. Тем не менее слава ее не тускнеет не только потому, что ее звезда «закреплена» на Аллее Славы в Голливуде. Как утверждают специалисты, пока еще в мире не появился второй голос, равный по силе и красоте голосу Имы. В мае 2006 года она посетила Перу. Родина присвоила ей наивысшую награду - Орден Солнца, которой удостаивались только президенты и монархи.

Hosted by uCoz