Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


4 августа

Шампанское имеет древнюю историю. Виноградную лозу в Шампани (область на северо-востоке Франции, которая, собственно, и является родиной напитка) начали культивировать еще в 50 году нашей эры. А в старых хрониках первой трети XVI века можно встретить упоминание об одной монашеской общине из аббатства Сент-Илер в Лиму, которая готовила вино, очень похожее на современное шампанское, по так называемому «методу предков». Суть его заключалась в том, что в начале зимы вино с сахаром разливали в бутылки, а весной оно начинало бродить и становилось шипучим. Правда, результат во многом зависел от воли случая, а не от мастерства винодела. И зачастую с наступлением тепла бутылки просто-напросто разрывались к ужасу создателей. Монах Дом Пьер Периньон первым попытался управлять таинственными процессами брожения. Он стал смешивать вина из винограда с разных участков, получая кюве (от французского «cuvee» - шампанское из смеси разных вин) с богатым букетом. И однажды его многочисленные исследования и эксперименты, продолжавшиеся почти 50 лет, увенчались успехом. Глазам удивленной братии аббатства Овилер Периньон представил совершенно необыкновенный напиток: серебристые пузырьки с тихим шелестом поднимались со дна бокала, прозрачная пена искрилась, словно живая. Это игристое вино и стало прародителем современного шампанского. Основные принципы были заложены. Дело пошло. В 1718 году опубликована книга аббата Жана Годино, каноника Рейнского собора, в которой впервые было описано производство игристых вин. В 1728 году началась торговля шампанским, которая до тех пор сдерживалась ограничениями на перевозку вин в бутылках. В 1729 году основана первая фирма-производитель шампанских  вин «Рюинар». В 1735 году издан королевский закон, определивший размер и емкость бутылок для  шампанского. В Россию шампанское пришло в 1780 году. Именно тогда, как следует из архивов фирмы «Клико» - знаменитого производителя игристых вин, - была отправлена целая корзина шампанского одному московскому купцу. Однако громкая слава в России к напитку пришла чуть позже, в 1814 году, когда Николь-Барб Клико (возглавившая фирму в 1805 году после смерти мужа) тайно загрузила на голландское судно, направлявшееся в Санкт-Петербург, свыше 12 тысяч бутылок отменного шампанского. К концу XIX века шампанское приобрело популярность во всем мире, и многие страны стали сами осваивать его производство. Особых успехов в этом деле достигли русские виноделы, которые даже получали призы на выставках в Париже. Однако такая конкурентная ситуация совершенно не устраивала виноделов из самой Шампани. После первой мировой войны Франция приняла закон, установивший, что шампанским могут называться только те игристые вина, которые произведены непосредственно в провинции Шампань при строгом соблюдении определенных правил. Под давлением Франции многие европейские государства подписали договор, запрещающий использовать слово «шампанское». Неувязка вышла с Советским Союзом и Новым Светом. В СССР наладили новую технологию выпуска шампанского, многократно убыстрявшую и удешевлявшую его производство, и не собирались расставаться с приобретшим популярность названием. Однако в 1997 году Россия пообещала, что введет запрет на использование обозначения «шампанское» для отечественных товаров в течение ближайших 25 лет. США, Канада и Австралия пока не хотят соглашаться с доводами французов. И тем не менее шампанские дома Франции остаются самыми успешными винодельческими предприятиями, обгоняя производителей других вин и коньяка.

REGNUM

230 лет назад (1777) отставной драгун Филипп Эстли открыл в Лондоне первый цирк

Цирк (от латинского circus, буквально - круг) - один из самых древних видов сценического искусства. Он включает акробатику, жонглирование, дрессировку, клоунаду, иллюзионное искусство. Традиция увеселительных представлений существовала уже в Древнем Египте и Древней Греции, о чем свидетельствуют фрески и изображения на древних вазах. Само понятие «цирк» как обозначение места Циркдля зрелищ появилось в Древнем Риме. Так назывались громадные амфитеатры, где устраивались бои гладиаторов и конные ристания. В средние века цирковое представление обитало под открытым небом. Бродячие артисты передвигались из страны в страну на крытых тентами повозках, выступая на ярмарках и площадях во время народных праздников. Первый постоянно действующий цирк появился в XVIII веке в Англии. 4 августа 1777 года отставной старший сержант 15-го полка легких драгун Филипп Эстли в Лондоне организовал первое в Европе театрализованное представление в здании с круглой ареной и крышей в форме купола. Ранее, в 1770 году, вернувшись с военной службы, Эстли основал в Лондоне школу верховой езды. Там он стал демонстрировать мастерство наездников. Ставились конные представления. Вскоре для этих спортивно-акробатических зрелищ было построено специальное здание, получившее название «Амфитеатр Эстли». Здание имело архитектурные признаки современного цирка - куполообразная крыша, круглая форма зрительного зала, расположение манежа, оркестра и сцены. Здание дважды горело в 1794 и 1803 годах и вновь отстраивалось. Первоначально круглый манеж в цирке существовал исключительно для лошадей, другие номера могли исполняться на любой площадке. В цирке Эстли преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, «живые пирамиды из наездников», которые строились на полном скаку. Эстли первым показал вольтижировку - комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу. Ему также принадлежит заслуга определения диаметра цирковой арены - 42 фута (13 метров), которая была выбрана таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью. При езде по кругу наезднику легче удержать равновесие, стоя на спине лошади. Диаметр манежа в 13 метров и сегодня принят во всем мире. Конные представления Эстли становились все более сложными и сочетались с другими жанрами цирка. Ставились целые сюжетные музыкальные спектакли, феерии и мелодрамы на исторические темы, включавшие фехтование и конные батальные сцены. В программе появились дрессировщики собак, канатные плясуны, акробаты, клоуны, жонглеры и пантомима. Филипп Эстли стал основателем первой цирковой династии. Он строил и организовывал аналогичные предприятия в других городах. В 1782 году открылся филиал его театра в Париже. Переходя от одного антрепренера к другому, меняя свое название, «Амфитеатр Эстли» просуществовал до 1895 года и был одним из самых популярных увеселительных заведения Лондона первой половины XIX века.

REGNUM

107 лет назад (1900) родилась Елизавета, королева-мать

Королева-мать Елизавета, в девичестве Елизавета Боуз-Лайонс, герцогиня Йоркская, супруга короля Георга IV, мать нынешнего монарха Великобритании Елизаветы II. Елизавета родилась 4 августа 1900 года в Шотландии в семье шотландских аристократов, близких к английскому двору, в родовом замке  Глэнис Касл. Особенного образования девица Боуз-Лайонс не получила. В 1914 году началась первая мировая война, семья отдала замок Глэнис Касл под лазарет, и маленькая Елизавета принимала активное участие в управлении Королева Елизавета (1900-2002)хозяйством госпиталя. Король Георг V и королева Мэри дружили с семьей Боуз-Лайонсов и часто гостили в замке Глэнис Касл. В 1923 году Елизавета вышла замуж за сына короля Альберта, герцога Йоркского, ставшего в 1936 году королем Георгом VI. У них родились две дочери -  Елизавета и Маргарет. Когда ее муж стал королем Георгом VI, она стала королевой-консортом (супругой короля, но без права на царствование) и была коронована с ним в 1937 году, приняла титул «королева  Елизавета». Началась вторая мировая война, на Лондон обрушились бомбы. Когда в 1942 году Букингемский дворец стал мишенью девяти бомб гитлеровцев, королевская семья отклонила предложение переехать в свободные от военных действий страны. «Мои дети останутся со мной, мое место рядом с королем, и он не покинет королевство!». Тогда же Елизавета посетила бедную часть Лондона Ист-Энд, более всего пострадавшую от бомбежек, чтобы поддержать ее жителей... Король с королевой стали для страны символом сопротивления нацизму. Монархия страдала вместе с народом, и народ это оценил. В 1952 году король Георг VI умер. После смерти мужа Елизавета приняла официальный титул «королева-мать». Она продолжала вести активную общественную деятельность, была неизменно приветлива и внимательна к своим подданным. Елизавета была председателем, президентом, почетным патроном 350-ти благотворительных фондов и комитетов, главнокомандующим женскими службами армии, ВВС и ВМФ, оставалась почетным полковником многих дивизий, главнокомандующим Центральной летной школы ВВС и канцлером Лондонского университета. В год, когда ей исполнилось 90 лет, она участвовала в 118-ти официальных церемониях. Летом 2000 года Великобритания торжественно отмечала столетний юбилей королевы-матери Елизаветы. После смерти принцессы Дианы королева-мать считалась самым популярным членом королевской семьи Великобритании. Англичане любовно прозвали ее «национальной бабушкой». 30 марта 2002 года Елизавета скончалась во сне во второй половине дня в королевской резиденции в Виндзоре в возрасте 101 года. 9 апреля королева-мать похоронена в замке Виндзор рядом со своим мужем королем Георгом VI.

132 года назад (1875) умер Ханс Кристиан Андерсен, датский сказочник

Копенгаген. Памятник Хансу Кристиану АндерсенуСын башмачника и прачки, Ханс Кристиан хотел стать актером, петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. Когда актера из него не получилось, Андерсен стал писать. Сначала стихи, пьесы и водевили, потом романы, писал много, но его сочинения мало кому нравились. Только в 1835 году Ханс Кристиан, уже тридцатилетний, еще бедный и почти безвестный, написал на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел домой с войны...». Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни не только для Андерсена, но и для всех людей, умеющих читать. В 1835-1837 годах Андерсен издал три сборника «Сказок, рассказанных для детей», куда вошли «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Новое платье короля». С тех пор герои творческой фантазии датского писателя путешествуют по всему миру, завоевав сердца миллионов читателей. К лучшим сказкам Андерсена относятся «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Девочка со спичками», «Тень». Андерсен подарил нам сказочный мир, где не всегда побеждает добро, но всегда живут любовь, печаль и сострадание. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1845 году вышел его роман «Импровизатор», а в 1894-1895 годах - собрание в 4-х томах. В день рождения Ханса Кристиана Андерсена 2 апреля отмечается Международный день детской книги; его имя носит высшая международная премия за лучшую детскую книгу - Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. Его Русалочка стала символом Дании и Копенгагена.

224 года назад (1783) Россия и Картли-Кахетинское царство подписали Георгиевский трактат

«Дружественный договор» России с грузинским царством Картли-Кахети (Восточная Грузия) был заключен в Георгиевске (Северный Кавказ) 4 августа 1783 года. Согласно Гергииевскому трактату, грузинский царь Ираклий II признавал покровительство России и отказывался от самостоятельной внешней политики, обязывался своими войсками служить российской императрице. Екатерина II со своей стороны ручалась за сохранение целостности владений Ираклия. Грузии предоставлялась полная внутренняя автономия. Условия договора уравнивали в правах грузинские привилегированные сословия (дворян, духовенство и купечество) с русскими. Особо важное значение имели четыре сепаратные статьи договора. По ним Россия обязалась защищать Грузию в случае войны, а при ведении мирных переговоров настаивать на возвращении Картли-Кахетинскому царству владений, издавна ему принадлежавших, но отторгнутых Турцией. Основное политическое значение Георгиевского трактата заключалось в том, что был установлен протекторат России в отношении Восточной Грузии. Договор резко ослабил позиции Ирана и Турции в Закавказье, формально уничтожив их притязания на Восточную Грузию. В 1801 году Восточная Грузия, а в 1803-1864 годах Западная Грузия вошли в состав России (Тифлисская и Кутаисская губернии).

107 лет назад (1900) умер Исаак Ильич ЛЕВИТАН,  (родился в 1860 году), живописец, мастер лирического «пейзажа-настроения»

И.И. Левитан (1860-1900). АвтопортретИсаак Левитан  родился в 1860 году в местечке Кибарты Ковенской губернии в семье служащего. Первоначальное образование получил дома у отца, дававшего уроки иностранных языков. В начале 1870-х годов семья переехала в Москву. Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. Уже в училище Левитан  не только обнаружил выдающиеся способности, но и сумел сказать свое слово в изображении русского пейзажа («Вечер», «Осень. Дорога в деревне»). Работу Левитана «Осенний день. Сокольники» в 1879 году приобрел П.М.Третьяков. После окончания училища Левитан участвовал в передвижных выставках, где пользовался большим успехом, писал декорации для Московской частной оперы С.И.Мамонтова. В 1889-1890 годах Левитан ездил в Париж, где знакомился с современным искусством, писал пейзажи в Италии. В 1891 году был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. С 1898 года преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества вместе с В.А.Серовым и К.А.Коровиным. В 1899 году Левитану  было присвоено звание академика Академии художеств. Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи. Таковы его «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер», «Волга», «Сумерки», «Стога», «Владимирки», «У омута», «Над вечным покоем». А.П.Чехов писал: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдет ли кто и после».

Hosted by uCoz