Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


3 июня



Климент Тимирязев - выдающийся русский ученый, ботаник-физиолог, основоположник русской школы физиологии растений. По окончании Петербургского университета продолжил научную деятельность под руководством А.Н.Бекетова. Его основная научная заслуга состояла в экспериментальной и теоретической разработке проблемы фотосинтеза растений. Высказал ряд теоретических положений по различным разделам физиологии растений: о водном режиме, минеральном питании и пр. Тимирязев был энциклопедически образованным человеком, обладал огромными знаниями в естественных науках, хорошо разбирался в философии и искусстве. Поэтому так велик диапазон тем, затронутых им: работы по физиологии растений, дарвинизму, истории естествознания, по живописи английского художника Тернера и роли фотографии в эстетическом воспитании людей. Ученый предупреждал об опасности узкой специализации в науке: «Узкая специализация научной деятельности грозит в будущем серьезной опасностью, своего рода вавилонским смешением языков: каждый специалист замкнется в своей области, не заботясь о том, что творится за ее пределом». Одаренный от природы, Тимирязев имел хороший музыкальный слух, любил и понимал музыку, занимался ею со своей сестрой. Музыка на всю жизнь осталась его любимым видом отдыха. Климент Тимирязев - один из первых российских ученых с мировым именем. Был членом Лондонского королевского общества, почетным доктором университетов в Глазго, Кембридже, членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества и почетным членом многих русских университетов и научных обществ. Имя Тимирязева  присвоено бывшей Петровской сельскохозяйственной академии и Институту физиологии растений в Москве.

REGNUM

1927 - в Москве снесены Красные ворота

Подобные монументальные арки, или ворота, получили в русской архитектуре VIII века широкое распространение. Первоначально их возводили в честь военных побед, коронаций, при торжественном въезде царского двора в древнюю столицу. В 1742 году была построена весьма пышная арка в честь коронации Елизаветы Петровны, через несколько лет пострадавшая от огня. По этому случаю Сенат распорядился восстановить ворота, сделав их на этот раз каменными. К строительству ворот приступили в 1753 году, длилось оно четыре года. Архитектор Дмитрий Ухтомский, сохранив форму и элементы прежнего строения, значительно улучшил общую композицию, увеличил до 26 метров высоту торжественных ворот, украсил их богатой лепниной, росписями и бронзовыми фигурами, которые символизировали мужество, верность, изобилие, бодрствование, экономию, постоянство, Меркурия и милость. Это был один из немногих Москва. Красные ворота. Литография середины XIX векапамятников, посвященных не военным победам, а мирным деяниям. Шли годы, ворота ветшали, исчезали их бронзовые и лепные украшения, богатые росписи. С появлением в городе трамвая одна линия пролегла сквозь арку ворот, что вызвало протесты у жителей, увидевших в этом умаление достоинств исторического памятника. Весной 1926 года ворота наконец отреставрировали, и они засверкали новыми яркими красками. Однако в декабре 1926 года Президиум Моссовета принял решение снести ряд известных памятников, в том числе и Красные ворота. Эта акция оправдывалась необходимостью «урегулировать уличное движение». Против сноса замечательного памятника Елизаветинской эпохи резко выступили многие деятели науки и культуры, но Президиум ВЦИК 7 марта 1927 года вынес вердикт: «Разрешить Моссовету снести Красные ворота». 3 июня 1927 года у памятника собрали безработных, которых набрали на бирже труда, и приступили к его сносу. Делали они это неквалифицированно, так что многие редкостные элементы и барельефы из белого камня, украшавшие ворота, были разбиты, разломаны, расколоты. На работу по разборке Красных ворот было затрачено 27 тысяч рублей - в результате выиграли лишь десяток метров пространства. После сноса Красных ворот площадь еще раз подверглась реконструкции. В 1928 году Президиум ВЦИК разрешил Моссовету снести и стоявший рядом с Красными воротами памятник XVII века - церковь Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Такая же судьба постигла многие святыни Москвы.

1989 - крупнейшая железнодорожная России под Ашой, погибли 575 человек, 623 получили тяжелые ранения

REGNUM

1989 - под Уфой из-за утечки газа из магистрального продуктопровода произошел взрыв газового облака в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск - Адлер» и «Адлер - Новосибирск». В огне погибли 575 человек, 623 получили тяжелые ранения.
Два дня спустя после трагедии газета «Советская Башкирия» (Уфа) написала: «Примерно в 23 часа 10 минут московского времени один из машинистов передал по рации: вошли в полосу сильной загазованности. После этого связь оборвалась... Как мы сейчас знаем, после этого произошел взрыв. Сила его была такой, что на центральной усадьбе колхоза «Красный восход» вылетели все стекла. А это за несколько километров от эпицентра взрыва. Мы видели также тяжеленную колесную пару, которая очутилась в одно Железнодорожная катастрофа на Транссибе. Трагедия произошла 3 июня 1989 года в 23 часа 14 минут на 1710-м км от Москвы на перегоне Уфа-Челябинск Куйбышевской железной дорогимгновенье в лесу на расстоянии более пятисот метров от железной дороги. Рельсы скрутило в немыслимые петли. А что же тогда говорить о людях. Погибло очень много людей. От некоторых вообще осталась лишь кучка пепла. Трудно об этом писать, но в составе поезда, шедшего в Адлер, были два вагона с детьми, ехавшими в пионерский лагерь. Большинство из них сгорело». Следственная группа установила, что причиной аварии стало некачественное выполнение «врезки обвода» на продуктопроводе из Нижневартовска в Уфу, и потому к ответственности по делу было привлечено десять должностных лиц, в основном строителей. На месте катастрофы был сооружен мемориал.

1965 - Эдвард Уайт первым из астронавтов США совершил выход в открытый космос

1965 - Эдвард Уайт первым из американских астронавтов с борта космического корабля «Джемини-4» совершил выход в открытый космос.
Эдвард Уайт родился 14 ноября 1930 года в городе Сан-Антонио, штат Техас. Окончил среднюю школу в Вашингтоне. В 1952 году окончил Военную академию США в Вест-Пойнте и получил степень бакалавра наук. В 1959 году в Мичиганском университете получил степень магистра наук по авиационной технике. После окончания Военной академии перевелся из Армии США в ВВС. Прошел летную подготовку на базах ВВС во Флориде и Техасе. В течение трех с половиной лет служил летчиком-истребителем американских ВВС в Германии, летал на самолетах F-86 и F-100. В 1959-1960 годах прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния. Получил назАстронавт в открытом космосе, шатл "Атлантис"начение в Отделение авиационных систем на авиабазу Райт-Паттерсон (возле Дейтона, штат Огайо). Служил летчиком-испытателем военно-транспортных самолетов. Именно здесь произошло его первое соприкосновение с космической работой. Он был пилотом самолета KC-135, который использовался для полетов по параболической траектории для создания кратковременной невесомости. В его самолете готовились к полетам все астронавты первого набора НАСА. Эта работа помогла Уайту в прохождении медицинских тестов во время второго набора НАСА (к тому времени он уже провел в невесомости около пяти часов). В отряд астронавтов НАСА был зачислен в сентябре 1962 года. Полет в космос совершил с 3 по 7 июня 1965 года в качестве пилота корабля Gemini-4. Во время этого полета Эдвард Уайт первым из американских астронавтов работал в открытом космосе в течение 36 минут. Для маневрирования в космосе использовал ручную реактивную установку. Продолжительность полета составила четверо суток. 21 марта 1966 года был назначен пилотом командного модуля в экипаж первого пилотируемого полета по программе «Apollo». Погиб вместе с экипажем 27 января 1967 года во время возникшего пожара в корабле в ходе одной из тренировок. Точная причина возникновения пожара так и не была установлена. Похоронен на Арлингтонском мемориальном кладбище. Посмертно награжден Космической медалью почета конгресса США.

1864 - родился Рэнсом Эли Олдс,  американский изобретатель и автопроизводитель

Рэнсом Эли Олдс, будущий создатель первого в мире автомобиля для широких масс, родился в городе Женева (штат Огайо, США) в семье владельца механической мастерской. Юный Рэнсом начал работать в ней еще школьником, а в 21 год, выкупив за 1100 долларов долю брата, стал равноправным партнером отца. Тогда-то ему и попались публикации о конструкциях Даймлера и Бенца, определившие будущее молодого инженера. Все свободное время молодой Олдс тратил на эксперименты с разнообразными двигателями, завершившимися постройкой трехколесной паровой повозки. Страсть к технике полностью захватила молодого человека - сначала он увлекался локомобилями, а в 28 лет соорудил свой первый автомобиль. В 1897 году Рэнсом основал собственную фирму. Модель «олдсмобила» 1901 года произвела настоящую революцию на авторынке. 650 долларов по тогдашним меркам для американцев было высокой ценой, но отнюдь не запредельной. Отныне автомобиль превратился в предмет ширпотреба. В марте 1901 года завод Олдса в Детройте сгорел, но на успехе его бизнеса это не отразилось. Производство перевели в Лансинг, а  Рэнсом  Эли стал сказочно богат. Удовлетворенный своими достижениями, в 1904 году Олдс покинул собственную компанию, решив отойти от дел. Но его не оставили в покое: несколько американских предпринимателей уговорили Олдса взять на себя руководство новой фирмой, предоставив ему 52-процентный пакет акций и право самостоятельно принимать все решения. Новая компания, названная РИО по инициалам Олдса (REO - «Ар-И-Оу»), в 1904 году начала производство автомобилей с одноцилиндровыми двигателями. В первый год на них нашлось достаточно покупателей. Вырученные средства пошли на разработку автомобиля с двухцилиндровым мотором. В 1906 году на рынок поступила модель с четырехцилиндровым силовым агрегатом, но она не вызвала большого интереса. Неудача не обескуражила Олдса, и в 1911 году фирма выпустила новую машину под названием «Фифе». В 1920 году производственная программа включала только одну модель «Т» с шестицилиндровым двигателем и зажиганием от магнето. Задний мост крепился на двух рессорах, установленных под ним. В 1927 году эту модель заменил новый «Флайинг Клауд» с мотором мощностью 85 лошадиных сил. Он имел большой успех, и фирма за год сумела продать рекордное количество машин - 29 тысяч. В 1931 году появились модели «Флайинг Клауд Эйт» и «Кастом Ройял Эйт» с восьмицилиндровыми моторами. Два года спустя, одной из первых в США, РИО испытала и выпустила на рынок двухступенчатую полуавтоматическую коробку передач. В 1936 году появилась четырехступенчатая  автоматическая коробка передач. К этому времени РИО оказалась на грани банкротства и вскоре прекратила производство легковых автомобилей. Еще 30 лет она занималась выпуском грузовиков. Рэнсом Эли Олдс умер 26 августа 1950 года в возрасте 86-ти лет. Он был не только выдающимся автоконструктором, но и изобретателем первого в Америке работоспособного зернового комбайна, первой в мире газонокосилки.

1876 - родился Николай Нилович Бурденко

1876 - родился Николай Нилович Бурденко, хирург, один из основоположников отечественной нейрохирургии.
Николай Бурденко родился в селе Каменка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии.  В 1906 году окончил медицинский факультет университета в Юрьеве (ныне Тарту). С 1910 года - профессор этого университета. Когда началась первая мировая война, Николай Бурденко, признанный ученый-хирург, подал прошение «об отпуске на время войны» и поспешил на фронт. Он участвовал в боевых операциях, создавал госпитали и перевязочно-эвакуационные пункты, руководил учреждениями Красного Креста, учил молодых врачей, Хирург Николай Николаевич Бурденкооперировал сам. В 1917 году  некоторое время был главным врачебным инспектором Военного министерства. С 1918 года - профессор Воронежского университета, с 1923 - профессор медицинского факультета Московского университета (с 1930 года- 1-й Московский медицинский институт), где до конца жизни руководил факультетской хирургической клиникой,  носящей теперь его имя. В 1929 году создал первую в СССР нейрохирургическую клинику, был ее директором (в 1934 году на базе этой клиники был учрежден Центральный нейрохирургический институт, ныне Институт нейрохирургии имени Н.Н.Бурденко). Николай Нилович Бурденко участвовал в разработках основ военно-полевой хирургии. С 1937 года до окончания Великой Отечественной войны был главным хирургом - консультантом Советской Армии. В конце войны был назначен председателем Комиссии по расследованию массовых убийств польских офицеров в Катыни в 1940 году. По свидетельству современников, в частных беседах признавал, что эти расстрелы - дело рук НКВД, но в официальном заключении комиссии, которое подписал Н.Бурденко, «защитив» его своим международным авторитетом, ответственность за эти преступления возлагалась на немцев. Бурденко одним из первых ввел в клиническую практику хирургию центральной и периферической нервной системы; внес много нового в изучение процессов, возникающих в центральной нервной системе в связи с оперативным вмешательством, исследовал причину возникновения и методы лечения шока, создал оригинальную школу хирургов с резко выраженным экспериментальным направлением. До него операции на мозге производились редко и насчитывались во всем мире единицами. Бурденко разработал более простые методы проведения этих операций и тем самым сделал их массовыми. Кроме того, он предложил ряд оригинальных операций, какие до него никогда не производились. Тысячи людей были спасены от смерти и тяжелых болезней благодаря тому, что профессор Николай Бурденко открыл возможность производить операции на твердой оболочке спинного мозга, пересаживать участки нервов, оперировать на самых глубоких и ответственных участках спинного и головного мозга. Хирурги Англии, США, Швеции и других стран специально приезжали в Москву, чтобы приобщиться к новым идеям и поучиться у советского ученого, как делать эти сложные операции. Он  имел непререкаемый авторитет в мировых врачебных кругах, был  членом Международного общества хирургов, Лондонского королевского общества и многих других. С 1939 года Николай Бурденко - академик АН СССР, в 1944 году был одним из инициаторов создания и первым президентом Академии медицинских наук. Генерал-полковник медицинской службы, Герой Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, а также медалями.  В 1941 году за выдающиеся работы по хирургии нервной системы правительство присудило Н.Бурденко Государственную премию первой степени. Он написал более 400 научных трудов, которые по сей день помогают врачам лечить многие тяжелые заболевания. Учреждена премия имени Н.Н.Бурденко, которая присуждается за лучшие работы по нейрохирургии или военно-полевой хирургии. Имя Н.Н.Бурденко присвоено Главному военному госпиталю Вооруженных Сил. Скончался Николай Нилович Бурденко 11 ноября 1946 года в Москве.

Hosted by uCoz