Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


24 мая

     Истоки праздника славянской письменности и культуры, который неразрывно связан с чествованием Кирилла и Мефодия, восходят к концу IX века. Известно, что имена солунских братьев были окружены ореолом еще при жизни. Если до Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский), то братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (в том числе - избранные чтения из Евангелия, апостольские послания и Псалтырь), чем способствовали введению и распространению славянского богослужения, а также, опираясь на глубокие знания греческой и восточной культур и обобщив имевшийся опыт славянского письма, предложили славянам свой алфавит. Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий - символы славянского письма и славянской культуры. 24 мая, в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР ему был придан статус государственного. Вместе с тем по своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно-церковным праздником. Этот день в России празднуется повсеместно, но вместе с тем ежегодно избирается город - столица праздника, в которой он отмечается особенно торжественно. Мурманск, Новгород, Кострома, Владимир, Смоленск, Ярославль, Белгород, Орел, Москва, Псков, Рязань, Калуга, Новосибирск, Воронеж радушно принимали гостей из братских славянских государств: писателей, поэтов, артистов, государственных деятелей. В 2004 году основные мероприятия всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры прошли в Самаре, в 2005 году центром празднования стал Ростов-на-Дону, в 2006 году - столица Югры Ханты-Мансийск.

REGNUM

321 год назад (1686) родился Габриель-Даниель Фаренгейт, голландский физик; предложил свою шкалу для измерения температуры (Шкала Фаренгейта)
     Слово «термометр» впервые появилось в 1636 году: так назывался прибор голландца Дреббеля - «дреббелев инструмент» для измерения температуры, имеющей восемь делений. В 1688 году французский физик Далансе создает спиртовой термометр, на шкале которого в качестве одной из точек отсчета впервые появляется температура плавления льда, а в качестве высшей точки - температура плавления коровьего масла. Английский ученый Роберт Гук и нидерландский естествоиспытатель Христиан Гюйгенс впервые установили две постоянные точки термометра: точку таяния льда и точку кипения воды. Следующий шаг в этой области сделал немецкий физик Габриель Даниель Фаренгейт. Он был высококлассным стеклодувом, изготовлял первые точно проверенные термометры, ареометры и термобарометры. Весовой ареометр Фаренгейта знали во многих странах Европы. В 1724 году Фаренгейт, приняв за основу температуры плавления льда +32° и кипения воды +212°, предложил температурную шкалу, названную впоследствии его именем. В отличие от своих предшественников Фаренгейт впервые использовал перед запайкой термометра тщательно очищенную и прокипяченную ртуть. Конструируя спиртовые и ртутные термометры более пятнадцати лет, он понял, как добиться от них идентичности и большей точности показаний: нужно взять несколько точек с известной температурой, нанести их значения на шкалы и разделить расстояния между ними. Температурная шкала Фаренгейта традиционно применяется в ряде стран (в частности, в США). Достаточно удобные точки помогали легко отградуировать любой термометр, но малообоснованный сдвиг шкалы на 32 деления и неудобное для десятичной системы деление интервала на 180 (а не на 100, как для шкалы Цельсия), не позволили этой единице стать международной.В 1742 году свою шкалу предложил шведский астроном и физик Андерс Цельсий. В качестве основных точек он также взял температуры таяния льда и кипения воды, разбив этот интервал на 100 равных частей. Только за 100° он принял температуру таяния льда, а за 0° - температуру кипения воды. И лишь после того, как его соотечественник Штремер перевернул эту шкалу, появилось то, что мы сейчас называем шкалой Цельсия.

REGNUM

177 лет назад (1830) родился Алексей Кондратьевич Саврасов, живописец, передвижник
     В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился у известного московского «видописца» Карла Рабуса. В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминаются успехи А.К.Саврасова, лучшего ученика перспективного и пейзажного класса. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). В 1850-1860 годах Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению звучания светотени. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели», в которой, основываясь на самом заурядном мотиве, Саврасов сумел с непривычной для своего времени эмоциональной силой поведать о переходной весенней поре, когда природа начинает пробуждаться от зимней спячки. Эта картина стала подлинной вершиной творчества художника. Лирической непосредственностью, интересом к пленэру, иногда возвышенно-философским переосмыслением мотивов отличаются и последующие произведения художника: «Проселок» (1873), «Дворик» (1870), «Могила над Волгой» (1874). В 1872 году художник был избран в правление Товарищества вместе с В.Перовым, И.Прянишниковым, Г.Мясоедовым, Н.Ге и И.Крамским. Во второй половине 1870-х годов у Саврасова начала развиваться болезнь глаз. В 1981 году он в последний раз участвовал в выставке Товарищества, а в следующем году был уволен из Училища. Начался период бедствования художника. Он жил во временных пристанищах, продавал работы перекупщикам «за копейки». В середине 1880-х годов Саврасов создавал рисунки для журналов «Радуга» и «Эпоха». В 1894 году было опубликовано издание «А.К.Саврасов. Художественный альбом рисунков». Умер замечательный художник в 1897 году в отделении для бедных 2-й Московской городской больницы. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Саврасов оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца XIX - начала XX века (Константин Коровин, Исаак Левитан, Сергей Светославский).

107 лет назад (1900) на верфи Нового Адмиралтейства (Санкт-Петербург) был спущен на воду бронепалубный крейсер «Аврора»
     Разработка проекта бронепалубного крейсера для Тихого океана началась в марте 1895 года, основные работы завершились к лету 1896 года, и было принято решение строить три однотипных крейсера на петербургских верфях. Сразу же на стапелях верфи «Галерного островка» начались работы по строительству двух крейсеров «Паллада» и «Диана», а в сентябре в Новом адмиралтействе развернулись работы по строительству третьего крейсера, который 31 марта 1897 года получил название «Аврора», в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов. 24 мая 1900 года под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей крейсер «Аврора» был спущен на воду. Два года велись достроечные работы. В сентябре 1903 года крейсер вступил в состав боевых сил русского флота. Поскольку крейсер предназначался для усиления морских сил на Тихом океане, где назревал конфликт с Японией и куда уже перешли однотипные «Паллада» и «Диана», корабль начал срочную подготовку к своему первому длительному переходу в Порт-Артур. «Аврора» под командованием капитана 1 ранга И.Сухотина вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года и присоединилась в Средиземном море к отряду контр-адмирала А.Вирениуса. Но крейсеру не суждено было дойти до места назначения. Вести о вероломном нападении японского флота на Порт-Артур застали «Аврору» в африканском порту Джибути. Дальнейшее плавание было прервано, и корабль вернулся на Балтику в апреле 1904 года, где был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальнем Востоке. 2 октября 1904 года огромная эскадра под командованием контр-адмирала 3.Рожественского вышла из Либавы в свой беспримерный поход через три океана навстречу неприятелю. В походе «Аврора» зарекомендовала себя как один из лучших кораблей эскадры. В бою крейсер получил серьезные повреждения, погибли 10 человек, в том числе командир крейсера Е.Егорьев. На Балтику крейсер вернулся в феврале 1906 года. «Аврора» прошла серьезный ремонт и модернизацию, в ходе которой изменилось его вооружение, системы приборов управления артиллерийским огнем и внутреннее расположение. До начала первой мировой войны «Аврора» каждую морскую кампанию совершала заграничные плавания, на крейсере проходили практику гардемарины и кадеты Морского корпуса, юнги и ученики школы строевых унтер-офицеров. В первую мировую войну крейсер включили во вторую бригаду крейсеров Балтийского моря. В 1915 году крейсер прошел новую модернизацию. В ходе нового ремонта в 1916-1917 годах команда крейсера попала под влияние революционной агитации и активно поддержала февральскую революцию. Командир крейсера М.Никольский был убит, экипаж избрал судовой комитет, нового командира и старшего офицера. 25 октября 1917 года «Аврора» получила приказ по сигнальной ракете открыть огонь по Зимнему дворцу. В 1918 году с «Авроры» из-за отсутствия топлива и других видов снабжения сняли орудия для вооружения кораблей речных и озерных флотилий. В конце 1922 года было принято решение о восстановлении «Авроры» в качестве учебного корабля. В 1923-1933 годах крейсер обеспечивал практику курсантов ВМУЗ, совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах Балтфлота. Однако из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» в конце 1930 годов стала несамоходной учебной базой, а в зимнее время использовалась как плавбаза подводных лодок. После завершения Великой Отечественной войны было принято решение о восстановлении крейсера в качестве корабля-памятника и учебного корабля. С крейсера были сняты котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны боковых валов и сами валы, часть вспомогательных механизмов. После окончания ремонта в 1948 году крейсер до 1961 года был учебной базой для воспитанников Ленинградского нахимовского училища. Впоследствии «Аврора» стала кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, в этом качестве и сохраняется по настоящее время.

101 год назад (1906) родился Александр Александрович Вишневский, хирург, академик, генерал-полковник медицинской службы
     Александр Александрович Вишневский родился в Казани. Сын Александра Васильевича Вишневского, крупнейшего клинициста, выдающегося хирурга, создателя новаторской научной школы. Окончил медицинский факультет Казанского университета в 1929 году. Преподавал сначала в нем, в 1931-1933 годах - в Военно-медицинской академии РККА, затем на научной и клинической работе. С 1939 года возглавлял хирургическое отделение Всесоюзного института экспериментальной медицины. Во время боев на реке Халхин-Гол в 1939 году - хирург-консультант 1-й армейской группы. В период Великой Отечественной войны армейский хирург, главный хирург ряда фронтов. Разработал и внедрил эффективные методы лечения огнестрельных ран. После войны был главным хирургом Приморского Военного округа, затем Московского военного округа. С 1948 года - директор Института хирургии им. А.В.Вишневского, одновременно с 1956 года - главный хирург Министерства обороны СССР. В это время работает над проблемами обезболивания в хирургии сердца, легких и средостения, нервной трофики в хирургии, применения полимеров в хирургии. В 1953 году впервые в мире произвел операцию на сердце под местной анестезией, а в 1957 году - успешную операцию на «открытом сердце» с применением отечественного аппарата искусственного кровообращения. Занимался лечением ожогов, дистанционной диагностикой и прогнозированием с применением ЭВМ. В течение многих лет был главным редактором журнала «Экспериментальная хирургия». Александр Вишневский - лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, Международной премии именит Р.Лериша. Был председателем Всероссийского общества хирургов, членом Международной ассоциации хирургов, почетным членом многих советских и зарубежных научных хирургических и медицинских обществ. Награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, а также многими иностранными орденами. Автор более 200 трудов. Умер выдающийся хирург 19 ноября 1975 года в Москве. Его имя носит Центральный военный клинический госпиталь.

Олег Ефремов7 лет назад (2000) умер Олег Николаевич Ефремов, актер театра и кино, режиссер, народный артист СССР
     Олег Ефремов родился 1 октября 1927 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ в 1949 году и был приглашен в труппу Центрального детского театра, где за короткий срок сыграл более 20 ролей, среди которых Иван («Конек-горбунок»), Ковьель («Мещанин во дворянстве»), Костя Полетаев («Страницы жизни»), Алексей («В добрый час!»). Там же дебютировал как режиссер постановкой водевиля «Димка-невидимка». Одновременно начал преподавать в Школе-студии МХАТ. В 1956 году, собрав вокруг себя студентов Школы-студии, своих ровесников и учеников (Г.Волчек, Л.Толмачева, Е.Евстигнеев, И.Кваша, О.Табаков, В.Сергачев), организовал «Студию молодых актеров» (впоследствии - Московский театр «Современник») и стал художественным руководителем театра. На сцене «Современника» играл в спектаклях «Вечно живые» (Борис), «Назначение» (Лямин), «Никто» (Винченцо Де Преторе). Среди его режиссерских работ - «Пять вечеров» А.Володина, «Сирано де Бержерак» Э.Ростана, трилогия «Декабристы» Л.Зорина, «Народовольцы» А.Свободина, «Большевики» М.Шатрова; «Традиционный сбор» В.Розова, «Чайка» А.Чехова. В 1970 году Олег Ефремов принял приглашение старшего поколения мхатовских актеров и стал главным режиссером МХАТ. За тридцать лет в Художественном театре он поставил более 40 спектаклей и сам сыграл в 14-ти из них. Среди его работ - Дон Луис в «Дульсинее Тобосской» А.Володина, Пушкин в «Медной бабушке» Л.Зорина, Зилов в «Утиной охоте» А.Вампилова, заглавная роль в «Борисе Годунове» А.Пушкина. Поставил все крупнейшие пьесы А.Чехова: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры». Сыграл около 70 ролей в художественных и телевизионных фильмах, самые известные из которых - «Первый эшелон» М.Калатозова, «Шли солдаты» Л.Трауберга, «Живые и мертвые» А.Столпера, «Звонят, откройте дверь» А.Митты, «Берегись автомобиля» Э.Рязанова, «Три тополя на Плющихе» Т.Лиозновой, «Батальоны просят огня» В.Чеботарева и А.Боголюбова. На протяжении полувека преподавал мастерство актера в Школе-студии МХАТ, выпустил несколько актерских и режиссерских курсов, был профессором и заведующим кафедрой мастерства актера. Один из создателей и Первый секретарь правления Союза театральных деятелей СССР. Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР, кавалер высших орденов СССР, Российской Федерации и иностранных государств. Скончался 24 мая 2000 года, похоронен в Мосве на Новодевичьем кладбище. 1 октября 2001 года на могиле Олега Ефремова был открыт памятник работы Ильи Былинкина и Алексея Тихонова.

Hosted by uCoz