Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


12 мая


     Международный день медицинской сестры учрежден в 1971 году. Отмечается в честь английской медсестры Флоренс Найтингейл в день ее рождения 12 мая 1820 года по решению Международной организации Красного Креста. В Крымскую войну Флоренс Найтингейл организовала в Турции уход за ранеными солдатами союзников. Получив сестринское образование, мисс Найтингейл, работая  сестрой  милосердия, все больше осознавала необходимость специальных знаний и профессиональной подготовки. Она написала много книг и статей о назначении, роли, деятельности и квалифицированной подготовке медицинских  сестер, стала основателем первых курсов сестер милосердия в Англии. В 1912 году Лига Международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл как высшую награду медсестрам, отличившимся при уходе за больными и ранеными. Каждые два года Международный Красный Крест вручает 50 медалей имени Флоренс Найтингейл.

136 лет назад (1871) умер Франсуа ОБЕР, французский композитор, мастер французской комической оперы

REGNUM
     Родился 29 января 1782 года в Кане. Первый публичный успех принесла ему комическая опера «Пастушка - владелица замка» (1820). Продолжая работать для оперного театра, Обер сотрудничал с Э.Скрибом, наиболее известным драматургом и либреттистом Франции того времени. Вместе они создали новый тип комической оперы с занимательными, авантюрно-приключенческими сюжетами, стремительным действием, изящной, остроумной музыкой.  Среди комических опер можно выделить «Фра Дьяволо» (1830), «Бронзовый конь» (1835), «Черное домино» (1837) и «Бриллианты короны» (1841). Хотя ни одну из этих опер нельзя назвать шедевром, все они отмечены вдохновением и тем мелодическим обаянием, которые и принесли сочинениям Обера всеобщее признание. На сцене парижской «Опера» Обер дебютировал с операми «Немая из Портичи» (1828) и «Густав III» (1833) - произведениями, во многом определившими развитие жанра французской «большой оперы» в XIX веке. «Немая из Портичи» Обера вошла в историю как попытка создания масштабной исторической музыкальной драмы. Благодаря ей на сцене «Опера» появились новое освещение и стали применяться технические эффекты, которые ранее использовались в парижских театрах на бульварах такими деятелями, как Л.Дагэр и Р.Фультон. Обер старался, чтобы его музыка соответствовала размаху и острым коллизиям избранного сюжета, однако он не был создан для высокого трагического стиля: гораздо лучше композитору удавались жанровые сцены. В целом музыка Обера грациозна, прозрачна по фактуре, мелодична и непритязательна. По характеру полученного образования и по складу личности Оберу больше подходила камерная комическая опера, к которой он и вернулся после «Густава». В 1829 году Обер был избран членом Французской академии. В 1842 король Луи Филипп назначил его директором Парижской консерватории, а в 1857 году Наполеон III присвоил ему титул придворного композитора. Умер Обер в Париже 12 мая 1871 года.

537 лет назад (1570) в России основано Донское казачество
     Донское казачество оформилось в 1570 году в виде организованной общины «Главное Донское войско» из людей, бежавших из центральных районов российского государства от феодально-крепостнической эксплуатации, и оседавших на Дону. Здесь в 15-м веке между Азовом и рекой Медведица образовались первые поселения казачества, независимые от центральной власти. В конце 16-го века Донское казачье войско признало верховную власть русского царя, пользовалось широкой автономией и имело самоуправление. Русское правительство использовало войско для обороны южных границ, а с 17-го века и как вооруженную силу в войнах России. В 1705 году Петр I наградил Донское казачье войско за его боевые заслуги войсковым знаменем и шестью станичными знаменами. В начале 18-го века Донское казачье войско на правах иррегулярного войска вошло в состав вооруженных сил России и в 1721 году было подчинено Военной коллегии. В 1775 году были сформированы гвардейские донские части - лейб-гвардии Казачий и лейб-гвардии Атаманский полки. С конца 19-го века кроме конных полков в состав Донского казачьего войска входили пластунские (пешие) батальоны и артиллерия. Обязательная пожизненная военная служба казаков была введена в 1763 году. Во время Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) Дон был занят царскими войсками, а казачество в 1775 году утратило самостоятельность. В 1802 году территория Донского казачьего войска была разделена на округа, введено положение о военной службе донцов. В 1835 году управление Донского казачьего войска было разделено на военное и гражданское, объединявшееся в лице наказного атамана с правами военного и гражданского губернатора. К 1917 году население Дона составляло 3,53 миллиона человек, из них более 42 процентов казаков и 25,5 процента «коренных» крестьян. Область войска Донского имела 134 станицы и 163 крестьянские волости. После февральской революции 1917 года контрреволюционное офицерство образовало «Донское войсковое правительство» во главе с атаманом А.Калединым, которое противостояло Советам, возникшим в Новочеркасске, Ростове, Таганроге и ряде станиц. 16 мая 1918 года  «Кругом спасения Дона» было образовано правительство «Всевеликого войска Донского» во главе с атаманом П.Н.Красновым. 10 января 1919 года Донская армия вошла в подчинение генерала А.И.Деникина. В октябре 1919 года белоказаки были разбиты под Воронежем и Касторной, а в январе 1920 года советские войска заняли Ростов и Новочеркасск. После декрета Совнаркома РСФСР от 25 марта 1920 года об учреждении в казачьих областях местных органов власти Донское казачье войско прекратило свое существование. Упраздненное в 1920 году, казачество сохранило свои традиции, обычаи и самобытную культуру предков. Еще до принятого в 1992 году федерального закона «О реабилитации репрессированных народов» союз казаков Войска донского уже был зарегистрирован в ноябре 1991 года как «добровольная общественная организация». 17 июня 1997 года издан Указ Президента России «Об утверждении Устава войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».

REGNUM

100 лет назад (1907) родился Дементий Алексеевич ШМАРИНОВ, художник-график, народный художник СССР
      Родился в Казани в семье агронома. Учился в киевской студии Н.А.Прахова и в Москве, в школе-студии К.П.Чемко. Жил в Москве. Писал монументально-пропагандистские панно («Мастера стахановских урожаев для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки», «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке). Выступал как художник-станковист, наиболее известна его станковая живопись и графика на темы второй мировой войны (серия рисунков «Не забудем, не простим!»,  «На отвоеванной земле»). Завоевал известность прежде всего как художник книги - начиная с иллюстраций к «Жизни Матвея Кожемякина» М.Горького, которые он создавал в контакте с автором. Дементий Шмаринов - автор рисунков к «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского, «Петру I» А.Н.Толстого, иллюстраций к «Войне и миру» Л.Н.Толстого, произведениям А.С.Пушкина («Повести Белкина»), У.Шекспира («Ромео и Джульетта»; «Двенадцатая ночь»), Н.В.Гоголя («Тарас Бульба»). Из поздних его произведений особую известность получили рисунки к роману Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол». В 1989 году вышла его «автомонография» «Годы жизни и работы». Был секретарем  правления Союза художников СССР.
Лауреат Ленинской премии 1980 года за иллюстрирование и оформление книг А.С.Пушкина («Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама»). Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства за 1997 год. Умер Дементий  Шмаринов в Москве 30 августа 1999 года.

62 года назад (1945) открылся Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
     Новосибирский академический театр оперы и балета - один из крупнейших в России, по праву является архитектурным символом столицы Сибири. По первоначальному проекту это сооружение было задумано как Дом науки и культуры, не имеющее аналогов в мире по своей грандиозности и масштабности: здесь должны были происходить праздничные торжества, предусматривавшие возможность выхода на большую сцену театра целых колонн демонстрантов, выезд тракторов и машин. Строительство уникального здания было начато в 1931 году, но из-за дороговизны проекта было приостановлено. В 1936 году в московской мастерской академика А.Щусева был разработан новый проект. Архитектура здания уникальна - его основой является огромный купол диаметром 60 метров над зрительным залом в 2000 мест, построенный без использования контрфорсов и ферм. Такая конструкция стала первой в Европе, и проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже. Большой зал окружен обширным кольцевым фойе, многочисленными дополнительными помещениями и малыми залами. Общая площадь здания - около 12 тысяч квадратных метров, а физический объем его помещений превышает объем московского Большого театра.
После начала Великой Отечественной войны в здании Новосибирского оперного театра было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей мирового значения. В помещениях театра были размещены экспонаты государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, ленинградских музеев, горьковского, смоленского, сумского музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, ценности украинских музеев и др. Временное хранилище музейных фондов с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Репина, Сурикова, Васнецова, Рубенса, Рембрандта, Матисса, гравюрами и восточными масками получило название филиала государственной Третьяковской галереи. За время хранения было организовано около 20 выставок, которые посетили свыше 500000 человек. В то же самое время в мастерских строящегося здания театра было установлено эвакуированное оборудование и налажено производство гранат и минометов для фронта. В начале лета 1942 года, в тяжелейшее для страны время, Совнарком СССР постановил выделить один миллион рублей на завершение строительства театра и включить его в список первоочередных пусковых объектов. Уже в ноябре, на недостроенной сцене театра, эвакуированный из Ленинграда симфонический оркестр под управлением Е.Мравинского исполнил «Блокадную» - Седьмую симфонию Д.Шостаковича. Открытие театра состоялось 12 мая 1945 года оперным спектаклем М.Глинки «Иван Сусанин», генеральная репетиция которого прошла 9 мая 1945 года. Театр был первым из российских не столичных театров, получивший звание «академический» в 1963 году. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета является сегодня одним из крупнейших  театров России, имеет широкую международную известность. Значительная часть труппы - лауреаты и дипломанты престижных отечественных и международных конкурсов. С момента основания в театре прошло более 300 премьер, были возобновлены оперные и балетные спектакли.

74 года назад (1933) родился Андрей Андреевич ВОЗНЕСЕНСКИЙ, поэт
     Андрей Вознесенский родился в Москве. Тяга к поэзии проявилась у него еще в юности. В четырнадцать лет, будучи учеником шестого класса, послал свои стихи Б.Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского: дружба с великим поэтом, его личность, творчество, круг общения, которым Пастернак щедро делился с юным другом, - все это было бесценно для начинающего поэта. Продолжал образование Вознесенский в Московском архитектурном институте, который окончил в 1957 году. С 1958 года в печати появляются первые стихотворения молодого поэта.  В 1960 году почти одновременно вышли два сборника стихов Вознесенского - «Мозаика» и «Парабола». , сразу привлекших к себе внимание не только истинных любителей поэзии, но и официальных критиков и властей, ругавших поэта. Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила остросовременную, новаторскую, во многом экспериментальную поэзию, воплощающую в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические «порывы» ломали устоявшиеся каноны «благополучной» советской поэзии. По словам Пастернака, вступление Вознесенского в литературу было «внезапным, стремительным, бурным». Поездка в 1961 году в США вылилась в сборник «Треугольная груша» (1962), с позиций того времени неслыханно дерзкий. В 1960-е годы появилась возможность поездок за рубеж: Вознесенский выступает со своими стихами в Париже (1963), в Мюнхене (1967); в Нью-Йорке выступления были запрещены. Поездки в Италию, Францию и другие страны, впечатления от них становились строками его стихов. В 1964 году поэт публикует сборник «Антимиры», инсценированный в Театре на Таганке. Спектакль стал явлением культурной жизни Москвы. В 1966 году выходит сборник «Ахиллесово сердце», затем - «Тень звука». В 1979 году принимал участие в альманахе «Метрополь». Автор сборников стихов «Взгляд», «Дубовый лист виолончельный», «Витражных дел мастер», «Соблазн», «Избранная лирика», «Безотчетное», «Ров», «Аксиома Самоиска», «Видеомы», «Casino «Россия», «На виртуальном ветру», «Страдивари сострадания» (1999) и многих других. В 1981 году по поэме «Авось» Марком Захаровым в театре «Ленком» была поставлена рок-опера «Юнона и Авось». В 1982 году Вознесенский обращается к прозе, написав повесть «О». Через два года была опубликована книга «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». Андрей Вознесенский - почетный академик Американской академии искусств, Французской и Баварской академий, Российской академии образования, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Лауреат Государственной премии СССР (1978) год в области литературы, искусства и архитектуры за книгу стихов «Витражных дел мастер».    Награжден орденом Трудового Красного Знамени,  «За заслуги перед Отечеством» III степени, кавалер Золотого почетного знака «Общественное признание».

Hosted by uCoz