Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


5 мая

Первые стихийные вооруженные столкновения жителей Праги с гитлеровцами произошли уже 1 и 2 мая 1945 года. 5 мая началось Пражское  восстание, придавшее выступлению народных сил общенациональный характер. Восставшие захватили вокзалы, мосты, центры связи. Город покрылся баррикадами. Гитлеровское командование бросило на Прагу войска группы армий «Центр» под командованием фельдмаршала Шернера. Несколько суток пражане стойко отбивали атаки наступавших немцев. Но вскоре над столицей Чехословакии нависла угроза разрушения, а над ее защитниками - гибели. Чешский национальный совет обратился по радио к странам антигитлеровской коалиции с просьбой о помощи. Советское Верховное Главнокомандование решило в кратчайший срок разгромить группировку Шернера, помочь восставшей  Праге  и завершить освобождение Чехословакии. 6 мая войска под командованием Маршала Советского Союза И.С.Конева, имея ударную группировку из десяти танковых корпусов - тысяча шестьсот танков под прикрытием тысячи девятисот самолетов стремительно двинулись вперед. 2-й Украинский фронт нанес удар в пражском направлении из района южнее Брно, а 4-й Украинский фронт после занятия Оломоуца развернул наступление с востока. Все подчинялось быстроте, темпам. Чтобы вовремя прийти на помощь Праге, 1-й Украинский фронт прорывался прямо через лежащие на его пути Рудные горы. Лозунг войск гласил: «Вперед, на  Прагу! Спасти ее. Не допустить, чтобы она была разрушена фашистскими варварами». Удар оказался настолько внезапным, что уже 8 мая танкисты генерала Д.Д.Лелюшенко разгромили штаб группы армий «Центр». Шернер потерял управление войсками и бежал в горы. Совершив в ночь на 9 мая, по определению маршала И.С.Конева, «неимоверный по темпам  восьмидесятикилометровый бросок», соединения танковых армий генералов Д.Д. Лелюшенко и П.С.Рыбалко на рассвете прорвались к Праге и завязали бои на ее окраинах. Вскоре в город вступили соединения 2-го и 4-го Украинских фронтов. К девяти часам утра 9 мая столица Чехословакии была свободной. А еще через двое суток последняя сражавшаяся во второй мировой войне группировка фашистского вермахта капитулировала северо-восточнее Праги.

REGNUM

В Японии отмечается Праздник мальчиков («танго-но сэку»)

Праздник мальчиков традиционно отмечается в Японии 5 мая. Раньше он отмечался не по солнечному, а по лунному календарю, в пятый день пятой луны. Соответственно, другие названия этого праздника - «Танго-но сэкку», или «Праздник первого дня лошади» (день лошади приходился на пятый день пятой луны; белая лошадь исстари считалась у японцев священным животным, почитавшимся в синтоизме) и «Сёбу-но сэкку» («Праздник ириса», поскольку примерно в это время цветут ирисы). Праздник мальчиков сложился под влиянием самурайских традиций и обычаев к началу XVII века на основе старинного праздника, во время которого придворные императора демонстрировали свое искусство в фехтовании на мечах и стрельбе из лука. К этому празднику в домах, где росли сыновья, устанавливали ступенчатую  горку, покрытую зеленым или синим сукном. На самом верху помещалась кукла, изображающая самурая в полном воинском облачении, или  выставлялись доспехи. Ниже располагались различные символические  предметы и кукольные изображения прославленных героев. Многие из этих воинов - вполне реальные, хотя и мифологизированные, персонажи: императрица Дзингу, прославившаяся походом в Корею, император Дзимму, Тоётоми Хидэёси, Токугава Ёсицунэ и т.д. Теперь к ним добавляются и модели судов, зданий и прочие игрушки, любимые мальчишками. Такие куклы напоминали мальчикам о том, что те должны расти храбрыми, сильными, верными долгу и чести, то есть быть настоящими самураями. В эпоху Эдо (1603-1868) этот праздник распространился в городской среде, сохранив свой воинственный дух и атрибутику. Самый известный атрибут Дня мальчиков - это кои-нобори, бумажные или матерчатые изображения карпов, которых вывешивают на шесте перед домом. Размеры этих карпов весьма внушительные - до девяти метров и более, в зависимости от возраста детей (самые маленькие - в честь детей помладше, самые длинные - в честь старших). Карпов вывешивают столько, сколько в доме мальчиков. С древних времен известна легенда о несгибаемом карпе, который пробился сквозь бурные воды к истокам священной реки и в результате стал мощным и мудрым драконом. По другой легенде, некий дух в виде карпа покровительствовал императрице Дзингу во время ее похода в Корею. Легенда гласит, что, когда японский флот пересекал пролив, карп выскочил из волн и указал кораблям путь к корейским берегам. С тех пор карпа почитают как божество. Мальчикам дарят подарки - раньше это были традиционные куклы, изображающие воинов, а сейчас чаще всего просто игрушки. Еще во многих районах существует обычай в этот день запускать бумажного змея. Дома готовят специальную еду: тимаки (рисовые колобки, завернутые в листья ириса или бамбука) - символ здоровья и стойкости, касива-моти (рис, завернутый в дубовые листья) - символ долголетия, сэкихан (рис, сваренный с красными бобами) - символ здоровья.

REGNUM

116 лет назад (1891) в Нью-Йорке открылся концертный зал «Карнеги-холл»

«Карнеги-холл» - один из самых известных концертных залов мира. Сооружен по проекту архитектора Уильяма Барнета Татхилла как основная концертная площадка для выступления оркестра и хора Нью-Йоркского ораториального общества под управлением В.Дамроша. Помощником Татхилла был Владимир Столешников, американец русского происхождения, проживавший в те годы в Нью-Йорке. Строительство началось 1890 году. Вклад известного промышленника и филантропа Эндрю Карнеги (1835-1919) в строительство здания составил два миллиона долларов, примерно десятую часть от общей стоимости строительства. «Карнеги-холл» открылся 5 мая 1891 года концертом, в котором в качестве дирижера принял участие П.И.Чайковский. Этот зал не имеет своего оркестра, поэтому ежегодно на его открытие приглашаются всемирно известные симфонические коллективы (впервые в истории «Карнеги-холла» его очередной концертный сезон в сентябре 2005 года открыл российский оркестр - Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова). До 1898 года концертный зал официально назывался «Мюзик-холл», позже получил нынешнее название в честь Эндрю Карнеги, владевшего залом до 1925 года. С первых лет «Карнеги-холл» стал важнейшим центром концертной жизни США. Приглашение выступить в «Карнеги-холл» - высшая награда для артиста. Знаменитая сцена видела самых великих музыкантов - здесь выступали А.Дворжак, А.Тосканини, Г.Малер, Р.Штраус, С.В.Рахманинов, Э.Карузо, Ф.Крейслер и лучшие американские артисты. До 1962 года «Карнеги-холл» являлся постоянным местом выступления Нью-Йоркской филармонии. В начале 1960-х годов в связи с постройкой «Линкольн-центра» «Карнеги-холл» предполагалось снести, но протесты общественности вынудили власти Нью-Йорка приобрести зал и основать для управления им специальное общество. После ремонта зал открылся в 1962 году. На эстраде зала проходят не только симфонические и камерные концерты, но и эстрадные представления, выступления джазовых музыкантов, ставятся оперы в концертном исполнении. Здание «Карнеги-холла» включает два зала - большой и малый «Реситал холл» для выступления камерных ансамблей, а также молодых артистов. Большой зал «Карнеги-холл» отличается высокими акустическими достоинствами. В здании «Карнеги-холла» расположено также около 200 помещений (ателье, студии и др.), занимаемых художниками, скульпторами и музыкантами Нью-Йорка. В 1987 году «Карнеги-холл» открылся после реставрации, которая продолжалась более семи месяцев.

105 лет назад (1902) умер Фрэнсис Брет ГАРТ, американский писатель

Фрэнсис Брет Гарт родился 25 августа 1836 года в Олбани (штат Нью-Йорк). Из-за слабого здоровья и частых переездов его формальное образование закончилось в 1849 году, тогда же он начал работать. В 1847 году в «Санди морнинг» появилась его первая поэма «Осенние размышления». В феврале 1854 года Гарт с сестрой перебрались в Сан-Франциско. С лета 1858 года жил в Юнионтауне, на берегу залива Гумбольдта, перебивался случайной работой, пока в 1869 году не устроился репортером в недавно основанный еженедельник «Нотерн калифорниан». В марте 1860 года за смелую статью о жестоком убийстве 60 индейцев на реке Мад был вынужден покинуть город. В Сан-Франциско работал наборщиком, публиковал небольшие заметки в «Голден эра». Именно в то время под небольшой статьей впервые появилась подпись: Брет Гарт. Известность пришла к Гарту после того, как в журналах «Эра» и «Калифорниан» стали печататься его романы в кратком изложении (в 1867 году вышли отдельной книгой), очерки и патриотические стихи. В 1868 году Гарт стал редактором журнала «Оверленд мансли». Успех первого номера позволил ему осуществить обширные литературные замыслы. Публикации повести «Счастье ревущего стана» и комической баллады «Язычник Вань-Ли» принесли широкую известность автору. Он получил ряд предложений с Восточного побережья. В феврале 1871 года он навсегда покинул Калифорнию, отправившись в триумфальное путешествие в Бостон через Нью-Йорк. Следуя принятому обычаю, с 1872 по 1875 год Гарт читал лекции о Калифорнии, Востоке, Среднем Западе и Юге Америки. В 1875 году в журнале «Скрибнерс мансли» были напечатаны единственный роман Гарта «Габриэль Конрой» и «Сказание об аргонавтах». В 1878 году Гарт согласился занять должность торгового агента в Крефельде (Германия) и навсегда покинул Америку. В последующие годы служил консулом в Глазго (1880-1885), затем посетил Лондон, где был благосклонно принят общественностью и литературными кругами. Его поздние произведения описывают главным образом далекое калифорнийское прошлое: «Мужья миссис Скэггс», «Наследница рыжего пса и другие рассказы», «Клиент полковника Старботтла и другие». Умер Брет Гарт  в Лондоне 5 марта 1902 года.

89 лет назад (1918) умер Нико ПИРОСМАНАШВИЛИ (Пиросмани)

Нико Пиросмани - художник-самоучка, вошедший в число лучших мастеров мирового «наивного искусства» и ставший самым известным из грузинских художников ХХ века. Родился в 1862 году в селе Мирзани в Восточной Грузии. В двадцатилетнем возрасте пришел из родного села в Тбилиси (Тифлис) и несколько лет работал слугой в доме зажиточных армянских торговцев, занимаясь в свободное время живописью. Вместе со своим другом, таким же художником-любителем, основал мастерскую по изготовлению вывесок, однако эта затея не удалась. В начале 1890-х годов работал в Управе Закавказской железной дороги кондуктором на местных поездах, позднее  торговал молоком и молочными продуктами в своей лавке, которую вскоре продал. Принято считать, что точку в его коммерции поставила французская актриса Маргарита, которая не отвечала ему взаимностью, но и не отвергала. Однажды, в свой день рождения, она проснулась и увидела, как к ее дому стекаются арбы с цветами, и мир превращается в миллион алых роз. Говорят, что она нежно поцеловала Нико, но, испугавшись такого сильного чувства, на следующий день сбежала. Когда Пиросмани спрашивали о личной жизни, он всегда отвечал одно и то же: «Одиноким я пришел в этот мир, одиноким и умру». После продажи молочной лавки Нико Пиросмани стал зарабатывать на скудное пропитание рисованием картин и вывесок для кабаков, трактиров, мясных и  молочных лавок, постоялых дворов и винных погребков. Материалом для живописи служили клеенка, жесть, картон, краски собственного изготовления. Художник со свойственным ему непосредственным, наивно-поэтическим видением мира создал неповторимый, полный очарования мир сельской Грузии и старого Тифлиса. Рисовал горожан, мелких торговцев и ремесленников, крестьян, а также пейзажи, натюрморты, животных. Его «открыли» весной 1912 года, когда из Петербурга в Тифлис на каникулы прибыли молодые художники братья Кирилл и Илья Зданевичи и француз Михаил ле Дантю. Друзья искали в живописи новые пути и приехали открывать в Грузии народное искусство. Искать пришлось недолго. В первом же трактире на привокзальной площади их ожидала целая галерея поразительных картин: животные с человеческими глазами, удивительные жанровые сценки, застолья, Шота Руставели и царица Тамара. Зданевичи и Дантю увезли из Грузии 85 картин художника. Впервые его работы были показаны на выставке «Мишень», организованной одним из основоположников русского авангарда Михаилом Ларионовым в Москве в 1913 году. Последние годы жизни Пиросмани провел в нищете. Очевидец его последних минут вспоминает: «Весной 1918 года Пиросмани  вошел в подвал на Молоканской  улице, где жил, и лег спать на пол. Он был уже болен. Через три дня случайно я сошел вниз и в темноте увидел лежащего человека. Клетушка была завалена битым кирпичом и опилками. Не узнав его, крикнул: «Кто здесь?». «Я», - ответил Нико. Его узнали по голосу, а сам он уже никого не узнавал. Отвезли его на фаэтоне  в больницу, где художник через день скончался в мучениях. Имущества у него никакого не было, могила его неизвестна». Слава пришла к Пиросмани уже после смерти. Его сравнивали с Джотто и ставили выше Анри Руссо, статьи и монографии о нем написаны в России и Европе, Пабло Пикассо создал портрет Пиросмани. В 1969 году состоялась выставка его работ в Париже, в Лувре. Особым вниманием парижан пользовалась картина «Актриса Маргарита». К этой картине ежедневно подходила какая-то немолодая женщина. Продолжалось это до тех пор, пока грузинские художники не заметили, что было нечто общее - в разрезе глаз, в выражении лица, в манере держать себя - между этой постоянной зрительницей и изображенной на картине актрисой. Так Маргарита де Севр, живая, но постаревшая, снова увиделась со своим  Пиросмани, сожалея о незабываемых годах своей юности, о великой любви... Она только и сказала с затаенной гордостью собравшимся репортерам: «Не подумайте, что Пиросмани относился к актрисе Маргарите легкомысленно, нет, нет, он любил ее, как истинный рыцарь!». Легенда об актрисе Маргарите обрела контуры реальности и вечную жизнь.

88 лет назад (1919) открылась Одесская киностудия художественных фильмов (сейчас - кинокомбинат «Одесса-фильм»)

ОдессаПервая кинофабрика, начавшая работу в Одессе, называлась «Мирограф». А в 1912 году одесситы уже смотрели первый художественный  фильм  - криминальную драму «Одесские катакомбы». В 1917 году предприниматель Д.Харитонов начал строить на Малороссийском (Французском) бульваре «фабрику кинематографических картин». В мае 1919 года на базе частных кинематографических предприятий была создана кинофабрика, в 1922 году была реорганизована в Одесскую кинофабрику ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление), в 1929 году - в Одесскую  кинофабрику «Украинфильм». В 1938-1941 годах - Одесская киностудия художественных фильмов. В годы Великой Отечественной войны входила в состав Ташкентской  киностудии. С 1954 года вновь работает в Одессе. На Одесской киностудии начинал свою творческую деятельность выдающийся украинский кинорежиссер Александр Довженко. Его первые фильмы - «Вася-реформатор» и «Ягодка любви», последний, созданный в Одессе - «Арсенал» (1929). После Великой Отечественной войны на киностудии работали Марлен Хуциев, Феликс Миронер, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Владимир Высоцкий. На базе киностудии организовали Черноморскую кинофабрику, обслуживающую съемочные группы, приезжающие из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. В 1954 году кинофабрика преобразовалась в киностудию. Киностудией выпущены фильмы «Белый пудель», «В поисках капитана Гранта», «Вертикаль», «Весна на Заречной улице», «Д`Артаньян и три мушкетера», «Два Федора», «Десять негритят», «Зеленый фургон», «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Капитан Немо», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Приключения Электроника», «Тимур и его команда», «Узник замка Иф», «Чародеи», «Цыган» и многие другие. Сегодня  Одесская киностудия  работает, выполняя государственный заказ на производство фильмов, предоставляет услуги отечественным и зарубежным кинокомпаниям.

5 лет назад (2002) трагически погиб Андрей Станиславович РОСТОЦКИЙ, киноактер, режиссер, заслуженный артист России

Андрей Ростоцкий родился 25 января 1957 года в Москве в семье известного кинорежиссера Станислава Ростоцкого и киноактрисы Нины Меньшиковой. В десятом классе стал вольнослушателем ВГИК и тогда же впервые снялся в кино (фильм «Это мы не проходили»).  В 1977 году окончил актерский факультет ВГИК (мастерская С.Бондарчука). Служил в армии - в кавалерийском полку. В 1980-е годы Андрей Ростоцкий стал одним из самых снимаемых артистов советского кино, играл преимущественно в военных и героико-приключенческих фильмах. Снялся в фильмах «Они сражались за Родину», «Дни Турбиных» , «Конец императора тайги», «Эскадрон гусар летучих», «Внимание! Всем постам...», «Очарованный странник», «Спасатели» и многих других.  В 1987 году на киностудии М.Горького А.Ростоцкому предложили попробовать себя в режиссуре. В качестве литературной основы для своего короткометражного фильма «Искатель приключений» он выбрал повесть А.Грина «Синий каскад Теллури». Впоследствии поставил фильмы «Зверобой», «Мужская компания». 1994 году организовал кинокомпанию «Дар» (Друзья Андрея Ростоцкого). Был художественным руководителем Школы-студии каскадеров «Аква-трюк». Владея всеми навыками трюковой работы в кино, наибольшее предпочтение отдавал конным трюкам (кандидат в мастера по конному троеборью, это звание было получено им во время прохождения воинской службы в Отдельном кавалерийском полку), а также различным видам боевых искусств. В 1998 году стал победителем скачки на приз имени Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» на Центральном московском ипподроме. Являлся одним из лучших специалистов по сценическому фехтованию на историческом оружии. С 1994 года преподавал сценический бой и фехтование в Институте современных искусств, а в 2000 году стал вести в этом институте и занятия по актерскому мастерству. В 2001 году был назначен главным режиссером конного театра «Каскадер» (художественный руководитель - Мухтарбек Кантемиров). С 1995 года А.Ростоцкий участвовал в создании историко-публицистических передач о русской и российской армии: в 1995-1996 годах был главным режиссером передач «Аты-баты...», с 1998 года - ведущим военно-исторического журнала «Вижу цель» (телеканал «Культура»). С февраля 2001 года вел программу «Служу России» на канале ОРТ. 5 мая 2002 года во время съемок фильма Андрей Ростоцкий погиб. Трагедия произошла в пяти километрах от горнолыжного курорта «Красная Поляна» в Сочи. Он скончался в больнице во время нейрохирургической операции. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Hosted by uCoz