Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


6 апреля

     История Олимпийских игр ведет свое начало с 776 года до нашей эры, когда раз в четыре года в Древней Греции, в Олимпии, устраивались популярные общегреческие празднества и состязания в честь бога Зевса. В это время объявлялся «священный мир», когда не велись военные действия и дороги в Олимпию были безопасны. Обычно празднества проходили в течение пяти дней: первый и пятый были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные - спортивным состязаниям мужчин и мальчиков. В программу Олимпийских игр входили состязания в езде на колесницах, пятиборье (бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств и т.д. В 394 году Олимпийские игры были отменены римским императором Феодосием I. Одним из первых попытку возродить понятие «Олимпийские игры» предпринял итальянский государственный деятель эпохи Возрождения Матео Палмиери (1405-1475). В 1516 году юрист Иоханнес Аквилла организовал в Бадене «показательные олимпийские выступления». В 1604 году королевский прокурор Роберт Довер, пользуясь поддержкой английского короля Якова I, организовал соревнования под названием «Олимпийские игры», которые сопровождала своеобразная «культурная программа», включавшая охоту, танцы, пение, музыку, шахматы. Соревнования стали очень популярны и проводились в течение почти 100 лет. В 1830-х годах в Швеции близ города Хельсингборга проводились соревнования под названием «Олимпийские игры», в 1844 году подобные соревнования были организованы в Монреале, в 1859 году по специальному указу греческого короля Оттона I Баварского на восстановленном в Афинах античном стадионе прошли соревнования легкоатлетов. В 1883 году французский общественный деятель, историк и литератор барон Пьер де Кубертен выступил с предложением о регулярном проведении всемирных спортивных состязаний под названием Олимпийские игры. Инициативу Кубертена поддержали представители 12 стран на учредительном конгрессе в Париже (1894). Был создан руководящий орган олимпийского движения - Международный олимпийский комитет (МОК), и утверждена разработанная бароном Олимпийская хартия - свод правил и положений МОК. 6 апреля 1896 года в Афинах открылись первые современные Олимпийские игры, в которых приняли участие 311 спортсменов из 13 стран. Соревновались по 43 видам спорта и только мужчины. С 1896 года всемирные Олимпийские игры регулярно проводятся раз в четыре года.

REGNUM

524 года назад (1483) родился Рафаэль Санти, итальянский живописец и архитектор, один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения
     Рафаэль (Рафаэлло) Санти родился в Центральной Италии, в небольшом городке Урбино. Сын художника, Рафаэль с детских лет жил в мире живописи. Побывав во Флоренции и познакомившись с творчеством современников - Леонардо и Микеланджело, он создал свою, лирическую, поэтическую живопись, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле» и «Обручение Марии») проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Тема светлой материнской любви, которой  Рафаэль придает особую значительность, получает выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени», «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Рафаэль - автор многочисленных изображений Богоматери. В 1515-1519 годах он создает одно из самых прославленных произведений в истории мирового искусства - картину «Сикстинская мадонна». Ее называют не только вершиной творчества Рафаэля, но и вершиной живописи итальянского Возрождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности. Эта большая алтарная картина изображает Божественную мать с Божественным младенцем, несущей людям своего сына как искупительную жертву. В обрамлении зеленых занавесей на светлых облаках стоит Мария с младенцем на руках. Ее взгляд устремлен мимо и как бы сквозь зрителя. Этому взору доступно то, что скрыто от других. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор Святая Варвара, принадлежащая, как и Мария, небесам, легко парит в облаках. Два ангелочка, облокотившиеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному образу. Впервые в творчестве  Рафаэля  религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем. Это и определяет высокую и волнующую человечность картины. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил Рафаэль в росписях станц (комнат) Ватикана, достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Проектировал собор Святого Петра в Риме, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. Рафаэль умер неожиданно, после недолгой болезни, в день своего рождения - 6 апреля. Многими его смерть была воспринята как смерть искусства - настолько велика была слава художника и всеобщим было его почитание. Согласно завещанию, Рафаэля похоронили в Пантеоне, среди великих людей Италии.

REGNUM

15 лет назад (1922) умер Айзек Азимов, американский ученый-биохимик, писатель-фантаст     
     Айзек Азимов родился 2 января 1920 года в селе Петровичи Шумячского района на Смоленщине. Когда Айзеку было три с половиной года, его семья уехала в США. В 1939 году окончил Колумбийский университет по специальности «биохимия», читал лекции в ряде американских университетов. Автор научных трудов в области химии, а также многочисленных книг научно-популярного жанра на разнообразную тематику: солнечная система и теория чисел, химические элементы в природе и космос, генетика и физика, история биологии и происхождение вселенной, ядерная физика и алгебра. Перу Азимова принадлежат труды и в гуманитарных областях - древней истории, античной мифологии, шекспироведении. В области научной фантастики Азимов активно работал с начала 19850-х годов. Известные его произведения - сборник рассказов «Я - робот», философский роман «Конец вечности», сборник «Путь марсиан». Рассказывая о достижениях науки, Азимов делает прогнозы на будущее: «Источники жизни», «Царство солнца». Выступает как публицист, социолог, футуролог. В 1979 году опубликовал автобиографическую книгу «Память все еще свежа», за ней последовало продолжение - «Неутраченная радость». Книги Азимова переведены на многие языки.  В ночь с 5 на 6 апреля 1992 года Айзек Азимов скончался от сердечной и почечной недостаточности в больнице университета Нью-Йорка в возрасте 72 лет. Им издано более 400 книг, среди которых стихотворные сборники, комментарии к Библии и, конечно, фантастика.

285 лет назад (1722) Петр I отменил налог на бороды
     В августе 1698 года, на следующий день по возвращении в Москву из первого путешествия по Европе, 26-летний царь Петр Алексеевич собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Уже к концу 1698 - началу 1699 года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения. Указ о брадобритии от 16 января 1705 года предписал бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, и взятие пошлины с тех, которые делать этого не захотят. Учитывалась платежеспособность: гости и торговые люди 1-й статьи гостиной сотни должны были платить по 100 рублей в год, служилые люди московских и городских чинов, торговые люди 2-й и 3-й статей гостиной сотни и верхушка посада - по 60 рублей, остальные посадские люди и боярские холопы - по 30 рублей. Налог на ношение бороды был отменен 6 апреля 1722 года.

171 год назад (1836) родился Николай Васильевич Склифосовский, хирург
     Николай Склифосовский родился недалеко от города Дубоссары (ныне Молдавия), гимназию закончил в Одессе. Врачом Склифосовский решил стать еще в детские годы, поэтому после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета. Там определилась его медицинская специальность - хирургия. Вернувшись после окончания университета на родину, Склифосовский несколько лет проработал земским врачом, а затем поступил в Одесскую городскую больницу, где вскоре стал заведовать хирургическим отделением. Уже через три года защитил докторскую диссертацию. Доклады, сделанные Склифосовским на нескольких медицинских съездах, привлекли к нему внимание специалистов. Одним из первых он разработал практическую методику хирургического обеззараживания. Когда началась австро-прусская война, Склифосовский получил разрешение австрийского правительства и отправился на фронт. После заключения мира вернулся в Одессу, но, как оказалось, ненадолго, потому что началась франко-прусская война. Через несколько месяцев Склифосовский опять вернулся в Россию, на этот раз в Петербург, поскольку был приглашен в Медико-хирургическую академию - единственное учебное заведение в России, где готовили военных врачей. В Петербурге Склифосовский проработал пять лет, после чего снова отправился на балканскую, а затем и на русско-турецкую войну. Там он работал вместе с замечательным хирургом Н.И.Пироговым, который дал блестящий отзыв о профессиональной подготовке своего коллеги. В качестве консультанта Красного Креста Склифосовскому приходилось сочетать работу хирурга с многосторонней организаторской деятельностью. Во время тяжелых боев под Плевной и у подножия Шипки он порой не прерывал работу по несколько суток, чтобы оказать помощь всем, кто в ней нуждался. Позже подсчитали, что непосредственно через его руки прошло более десяти тысяч раненых. После возвращения в Россию Склифосовский становится профессором Московского университета и заведующим хирургической клиникой. Это был смелый шаг, поскольку в то время клиника находилась в совершенно запущенном состоянии. Но Склифосовский энергично взялся за дело, и вскоре клиника стала одним из лучших лечебных учреждений в Европе. Склифосовский одним из первых не только в России, но и в Европе ввел горячую обработку инструментов и медицинского белья и добился практически полного отсутствия послеоперационных осложнений и заражений. Многие тяжелые болезни, которые большинство врачей считало неизлечимыми, были побеждены только благодаря усилиям Склифосовского. Он - один из пионеров полостной хирургии (оперативного лечения женских болезней, заболеваний желудка, печени и желчных путей, мочевого пузыря); разработал оригинальную операцию соединения костей при ложных суставах («замок Склифосовского», или «русский замок»). Развивая взгляды Н.И.Пирогова, внес значительный вклад в развитие военно-полевой хирургии (приближение медицинской помощи к месту боя, принцип «сберегательного лечения» огнестрельных ранений, применение гипсовых повязок как средства иммобилизации при ранениях конечностей и т. д.). Инициатор пироговских съездов врачей, президент 12-го Международного конгресса врачей в Москве (1897), учредитель и председатель 1-го съезда российских хирургов. Последние годы жизни ученого были омрачены тяжелой болезнью - мозговым инсультом. Он покинул Петербург и поселился в своей усадьбе Яковцы неподалеку от Полтавы. Немного оправившись от болезни, ученый занялся садоводством. Но улучшение было недолгим. Умер выдающийся ученый 13 декабря 1904 года. Похоронен недалеко от места знаменитой Полтавской битвы. Имя Н.В.Склифосовского присвоено Московскому институту скорой помощи.

36 лет назад (1971) умер Игорь Федорович Стравинский, русский композитор и дирижер
     Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга. Вырос в музыкальной семье: его отец был оперным певцом. Пробовал сочинять музыку, не имея специального образования, и лишь в двадцатилетнем возрасте начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова. В 1905 году опубликовал симфонию, написанную в академическом стиле. Под влиянием Римского-Корсакова обратился к русскому музыкальному фольклору. Его первое крупное произведение, пронизанное национальными мотивами, появилось после встречи с Сергеем Дягилевым - прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей русского балета в Париже. По его заказу Стравинский написал одну из самых блестящих своих партитур - балет по русской сказке «Жар-птица» (1910). В следующем году был завершен еще один балет - «Петрушка», где в живых достоверных образах воссозданы картины русской Масленицы. Музыкальный язык «Жар-птицы» и «Петрушки» еще сохраняет связь с прежней традицией, но уже в третьем балете - «Весна священная» (1913), действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. Премьера «Весны священной», поставленной Русским балетом Дягилева в Париже 29 мая 1913 года, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке. Перед началом первой мировой войны композитор покинул Россию. До 1939 года жил во Франции, затем поселился в США. Добровольное изгнание стало причиной постепенного исчезновения из музыки Стравинского элементов русского фольклора. Русские темы еще присутствуют в партитуре «Истории солдата», созданной в годы первой мировой войны, а также в кантате «Свадебка» - стилизации деревенского свадебного гулянья. В более поздних сочинениях уже прослеживается поворот к классицизму и религиозной тематике. Сюда относятся Концерт для фортепиано с оркестром (1924), балет «Аполлон Мусагет» (1927) и в особенности кантата «Симфония псалмов» (1930). В этот же период композитор создает балеты  «Пульчинелла» (на темы Перголези) и «Поцелуй феи» (на темы Чайковского). Наиболее полно художественный аскетизм Стравинского проявился в «Царе Эдипе» (1927), опере-оратории на латинский текст: скупыми техническими средствами композитор достигает необычайного драматизма. В 1951 году Стравинский написал оперу «Похождения повесы» по серии нравоучительных гравюр Уильяма Хогарта - сочинение, которое знаменует еще одну стилистическую линию его творчества: элементы комедии, моралите и мелодрамы сливаются в шутливо-назидательное целое. По мнению музыковедов, наиболее примечательным этапом творческой эволюции Стравинского стало освоение им 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, которую использовали Арнольд Шёнберг и Антон Веберн. В этом стиле созданы балет «Агон» (1957) и духовная кантата на библейский текст «Плач пророка Иеремии» (1958) для солистов, хора и оркестра. Умер Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971 года. Его влияние на музыку ХХ века огромно. «Весна священная» вошла в основной репертуар оркестров многих стран мира.

77 лет назад (1930) учрежден орден Ленина, высшая награда СССР
     Орден Ленина - высший советский орден, занимавший в орденской иерархии верхнюю ступень. Учрежден Постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года. Являлся высшей наградой СССР за особо выдающиеся заслуги в революционном движении, трудовой деятельности, защите социалистического отечества, развитие дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира и иные особо выдающиеся заслуги перед советским государством и обществом. В создании проекта ордена принимали участие художник И.Дубасов и известный скульптор И.Шадр. Первое награждение орденом Ленина было произведено Постановлением Президиума ЦИК от 23 мая 1930 года. Согласно этому Постановлению, орденом Ленина №1 была награждена газета «Комсомольская правда» за активное содействие в усилении темпов социалистического строительства и в связи с пятилетием со дня основания. В числе первых награжденных орденом Ленина были крупные военачальники Блюхер, Буденный, Ворошилов, Тухачевский, а также герои первых пятилеток шахтер Алексей Стаханов, машинист локомотива Петр Кривонос, труженики сельского хозяйства Мария Демченко, Мамлакат Нахангова, Марк Озерный и другие.

Hosted by uCoz