Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


25 марта


     В январе 2007 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 25 марта 2007 года Международным днем празднования 200-летия отмены трансатлантической работорговли. В этот день в 1807 году английский парламент принял закон о запрещении работорговли. Быстрое развитие работорговли началось с XV века, когда европейцы начали строить на западноафриканском побережье форты и фактории. С 1440-х годов на невольничьих рынках Лиссабона, Кадиса, Севильи, Лагуша началась продажа рабов-африканцев, их использовали как домашних слуг в городе и для работы в сельском хозяйстве. С начала XVI века начался вывоз рабов из Африки. В 1510 году на остров Эспаньола (современное Гаити) была доставлена первая партия невольников-африканцев (250 человек), что стало началом атлантической работорговли, продолжавшейся около 350 лет. В первый период европейской работорговли (середина XV-середина XVII веков) монополия на вывоз рабов принадлежала Португалии. Затем включились Великобритания, Нидерланды, Франция и другие страны. В 1619 году голландцы привезли первых рабов на территорию Северной Америки. К концу XVIII века городами-работорговцами стали Бостон, Чарлстон, Новый Орлеан, Салвадор (Баия), Рио-де-Жанейро.

REGNUM


     Во второй половине XVIII века в странах Европы и в США началось движение за запрещение работорговли. К этому времени там работали около пяти миллионов невольников-африканцев. На территории Соединенного Королевства рабство никогда не было узаконено и не получило широкого распространения. Однако в британских колониях ситуация обстояла иначе. Британские суда, начиная с середины XVI века, стали основным средством транспортировки рабов по знаменитому треугольнику Европа - Африка - Америка. Из Европы корабли везли в Африку промышленные товары и сырье, там обменивали это на рабов, перевозили их через Атлантику в Южную, Центральную и Северную Америку, нагружали корабли заморскими товарами и возвращались в Великобританию. К концу XVII века каждый четвертый британский корабль выполнял функции перевозки рабов. Крупнейшими центрами базирования таких судов были Ливерпуль и Бристоль. В свою очередь британские дельцы сколачивали состояния на доставляемых с американских плантаций и добытых рабским трудом сахаре, кофе и других товарах. Британский парламент принял закон об отмене работорговли 25 марта 1807 года. Он устанавливал крупный по тем временам денежный штраф в 100 фунтов стерлингов за каждого раба, найденного на британском корабле. Целью этого закона было объявить нелегальной работорговлю на территории всей Британской Империи. Само рабство в британских колониях было запрещено законом с 1833 года. Окончательный удар работорговле нанес запрет рабства в США в декабре 1865 года в виде отдельной 13-й поправки к Конституции, отменившей рабство на всей территории государства. Тем не менее  работорговля, хотя и в небольших масштабах, продолжалась до конца XIX века. Фактический конец ей положил запрет рабства на Кубе в 1886 году и в Бразилии в 1888 году. Конвенция же о полном запрете рабства и  работорговли была принята Лигой наций только в 1926 году.

140 лет назад (1867) родился Артуро Тосканини, итальянский дирижер
     Артуро Тосканини родился в Парме (Италия) 25 марта 1867 года в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 18-летнем возрасте с отличием окончил консерваторию и был принят в передвижную итальянскую оперную труппу как виолончелист и помощник хормейстера. Его первый дирижерский дебют состоялся в 19 лет. Перед началом вечернего спектакля в Рио-де-Жанейро публика освистала дирижера, и он вынужден был уйти из оркестра. Чтобы спасти спектакль, Артуро поднялся на дирижерский помост и, неожиданно для всех, стал дирижировать оперой «Аида». По свидетельству очевидцев, оркестр играл великолепно. Так началась дирижерская карьера Тосканини, которой он отдал около 70 лет. В 1887-1898 работал в различных театрах Италии. Участник мировых премьер опер «Паяцы» (1892), «Богема» (1896). В 1898-1903 и 1906-1908 годах - главный дирижер Ла Скала, где исполнил впервые в Италии «Зигфрида» (1899), «Евгения Онегина» (1900). В 1901 году выступил в знаменитой постановке «Мефистофеля» Бойто, где огромный успех выпал на долю Шаляпина (в спектакле пели также Карузо, Карелли). В 1908-1915 годах - главный дирижер Метрополитен Опера. Среди постановок в этом театре - мировая премьера «Девушки с Запада» Пуччини (1910), первая американская постановка «Бориса Годунова» (1913). В 1921-1929 годах - вновь главный дирижер Ла Скала. В 1926 году был участником мировой премьеры последней (неоконченной) оперы Пуччини «Турандот». Выступал на Байрейтском фестивале в 1930-1931 годах («Тристан и Изольда», «Парсифаль»), на Зальцбургском фестивале (1934-1937). Завершающий и самый известный период жизни Тосканини начался в 1937 году, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC). С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940 году, а в 1950-м объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов. После сезона 1953-1954 годов Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Умер выдающийся дирижер во сне в своем доме в Ривердейле (штат Нью-Йорк) 16 января 1957 года.

REGNUM

528 лет назад (1479) родился Василий III, великий князь владимирский и московский, государь всея Руси
     Василий III - великий князь владимирский и московский с 1505 года , сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог - племянницы последнего византийского императора. Женат был дважды: на Соломонии Сабуровой (1505) и Елене Глинской (1526). От первого брака детей не имел. От второго родился сын, будущий царь Иван Грозный. Василий III энергично боролся за централизацию государства; при нем к Москве были присоединены последние полусамостоятельные русские земли: в 1510 году - Псков, в 1513 году - Волоцкий удел, около 1521 года - Рязанское, в 1522 году - Новгород-Северское княжества. Во внутренней политике Василий III опирался на церковь, поддержавшую его в политической борьбе с феодальной оппозицией. Отличался жесткостью: в 1521 году за отказ участвовать в борьбе с удельным князем Василием Ивановичем Шемячичем был сослан митрополит Варлаам, тогда же подверглись опале бояре князья В.В.Шуйский, И.М.Воротынский и другие. В 1525 году за выступление против политики великого князя был казнен И.Н.Берсень-Беклемишев, осуждены Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В правление Василия III росло поместное дворянское землевладение, принимались меры по ограничению политических привилегий княжеско-боярской аристократии. Василий III начал подготовку денежной реформы, которая, по его мнению, должна была содействовать установлению единой денежной системы в стране. Во внешней политике Василий III боролся за воссоединение русских земель на западе и юго-западе, а также с Крымским и Казанским ханствами. В результате русско-литовских войн 1507-1508, 1512-1522 годов к России был присоединен Смоленск (1514). В княжение Василия III большое развитие получила общерусская культура. Скончался Василий III от злокачественного нарыва 3 декабря 1533 года, успев постричься в агонии под именем Варлаама.

256 лет назад (1751) родился Пьетро Гонзаго, итальянский художник, с 1792 года работал в России
     Родился в Лонгароне близ Венеции в семье мастера декоративной живописи. В Венеции изучал перспективу у А.Визентини и декоративную живопись у Дж.Моретти; испытал глубокое влияние венецианских пейзажистов и декораторов - А.Каналетто, К.Бибиены и Дж.Б.Тьеполо. Большое воздействие на Гонзаго оказала также архитектурная графика Дж.Б.Пиранези. С 1772 года занимался у художников-сценографов братьев Галлиари в Милане. В 1779-1792 годах работал в театрах Милана («Ла Скала»), Рима, Пармы, Венеции. Приглашенный русским послом князем Н.Б.Юсуповым, в 1792 году приехал в Петербург, став декоратором императорских театров. Выступил как подлинный реформатор русской сцены, применив приемы барокко с невиданной еще здесь последовательностью и маэстрией. Создаваемые им театральные зрелища поражали современников не только бравурной живописностью, но и удивительным правдоподобием своих пространственных эффектов. Оформлял спектакли в театрах Петербурга (Эрмитажном, Большом, или Каменном, Малом и др.), Гатчины, Павловска, Петергофа, в Петровском (Медокса) театре в Москве. В 1817 году написал 12 перемен декораций для театра, открытого в 1818 году в Архангельском (подмосковной усадьбе Юсуповых), а также зарисовки этих декораций, сделанные крепостными художниками (музей в Архангельском). Теоретически обобщил свой опыт в ряде сочинений («Предуведомление моему начальнику, или разъяснение театрального декоратора», «Музыка для глаз и театральная оптика», «О чувстве, о вкусе и о прекрасном»), частично изданных в 1807 году в Петербурге. Внес также большой вклад в русское садово-парковое искусство, активно участвуя с 1792 года в планировке Английского парка в Павловске и создав там целый ряд живописных ландшафтных перспектив (Белая береза, Парадное поле). По его эскизам там же целый ряд дворцовых залов и павильонов был украшен композициями, эффектно продолжающими реальную архитектуру (в основном утраченные во время второй мировой войны, росписи эти были частично восстановлены в т.н. «галерее Гонзаго», убранство которой восходит к 1822-1823 годам). По ходу своей деятельности обучил немало русских и иностранных художников и механиков сцены. Уволенный со службы в императорских театрах в 1828 году, продолжал архитектурно-декоративные работы в Павловске. Умер Гонзаго в Петербурге 6 августа 1831 года.

164 года назад (1843) в Лондоне открыт пешеходный тоннель под Темзой
     Пешеходный тоннель связал лево-  и правобережный районы Лондона. Тоннель был построен в 1843-м году талантливым потомственным инженером Марком Брюнелем. Это - первая удачная попытка возведения магистрали под большой рекой. Компания для строительства по его проекту первого тоннеля под Темзой была создана в 1824 году, но работы были закончены лишь в 1843 году, поскольку вода неоднократно прорывалась внутрь тоннеля. Так появился первый подводный путепровод длиной 365 метров, связавший лево- и правобережный районы Лондона. Тоннель под Темзой  строился на «городские» деньги. Первые годы он использовался как пешеходный и для лошадиных упряжек, пока не пустили поезда. Этот тоннель  используется до сих пор. Он выполнен настолько качественно, что первые крупные ремонтные работы в нем были проведены лишь в 90-х годах ХХ столетия. Брюнель продемонстрировал возможность строительства  тоннелей и проложил путь развитию современного метро.

112 лет назад (1895) в Москве основана газета «Русское слово»
     Издателем газеты стал И.Д.Сытин, в доме которого на Тверской помещалась редакция газеты. Успех Сытина в создании издательской империи был обусловлен выпуском дешевых, ярко иллюстрированных изданий для народа, хорошей организацией сбыта своей продукции через сеть торговцев (офеней) и применением передовой печатной техники, приобретенной на Западе. Сытин  сумел наладить выпуск не только книг и брошюр на любой вкус, но и чрезвычайно популярных периодических изданий, охватывающих интересы различных групп читателей. Среди них  газеты «Правда Божия», «Русское слово», журналы «Вокруг света», «Северное сияние», «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Для народного учителя», «Заря», «Модный журнал», «Нужды деревни», детские издания «Пчелка», «Друг детей», «Мирок», а также иллюстрированные приложения к журналу «Вокруг света» - «Журнал приключений», «На суше и на море». В этой массе периодических изданий крупнейшим была  газета «Русское слово» - ежедневная  газета буржуазно-либерального направления. Выходила в Москве с 1895 по 9 декабря 1917 года. В газете сотрудничали В.М.Дорошевич (с 1902 года - фактический редактор), А.В.Амфитеатров, П.Д.Боборыкин, В.А.Гиляровский, Вас.И.Немирович-Данченко и др. Дорошевич поднял газету на небывалую высоту. Впервые в России была создана газета нового типа - информационная газета, фабрика новостей. Газета имела огромнейший успех. В ней была собрана вся самая свежая и достоверная информация. Все новые события первыми печатались в «Русском слове». Это была первая русская газета, направившая своих корреспондентов во все крупнейшие города России и многие столицы мира. Дорошевич переустроил «Русское слово» по типу западных газет. Структура газеты состояла из редакции, конторы, которая ведала финансовой и хозяйственной частью, типографии, предназначенной только для печатания «Русского слова», и экспедиции, занимавшейся исключительно распространением газеты. Редакция делилась на два отделения: Московское, руководящее, и Петербургское. Гордостью «Русского слова » была его «провинциальная информация» и многочисленный штат провинциальных корреспондентов газеты. Все происходившее в губерниях отражалось с такой оперативностью, что председатель Совета министров С.Ю.Витте в свое время отозвался о «Русском слове» как о газете, которая обошла по быстроте собирания сведений даже правительство. К началу 1917 года тираж газеты составлял 600-800 тысяч экземпляров. После февральской революции 1917 года газета поддерживала буржуазное Временное правительство, выступала против большевиков. К Октябрьской революции отнеслась враждебно. Закрыта постановлением Московского ВРК. С января по 6 июля 1918 года выходила под измененными названиями («Новое слово», «Наше слово»). В июле 1918 года была окончательно закрыта.

Hosted by uCoz