Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


6 марта

Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области в семье колхозников. Окончила Ярославский заочный техникум легкой промышленности в 1960 году, Военно-инженерную академию имени Н.Е. Жуковского в 1969 году, получив специальность «летчик-космонавт-инженер». Трудовой путь Валентина Терешкова начала на Ярославском шинном заводе в сборочном цехе закройщицей. В 1955 году перешла на Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп». С 1960 по 1962 год - освобожденный секретарь комитета комсомола этого комбината. Работая на комбинате и учась в техникуме, одновременно посещала местный аэроклуб, совершила 163 прыжка с парашютом. В 1962 году была зачислена в отряд советских космонавтов. Прошла полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток». 16-19 июня 1963 года первой из женщин в мире совершила полет в космос на космическом корабле «Восток-6», став шестым по счету космонавтом. Продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут. Полет перенесла довольно тяжело, и это, вероятно, стало одной из причин того, что следующий полет женщины в космос состоялся только через 19 лет. После полета продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую часть времени стала занимать общественная работа. С 1968 года занимается работой в советских, а позже российских общественных организациях. В конце 1963 года состоялась ее свадьба с космонавтом Андрияном Николаевым. В 1964 году в «космической» семье родилась дочь - Елена. Просуществовав несколько лет, брак распался. Одновременно с работой в Центре подготовки космонавтов, активной общественной деятельностью и занятиями с маленькой дочерью Терешкова поступила в Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, которую успешно закончила в 1969 году, получив специальность летчик-космонавт-инженер. Валентина Терешкова - генерал-майор авиации, Герой Советского Союза. Награждена многими орденами и медалями. Именем Терешковой назван кратер на Луне.

REGNUM

532 года назад (1475) родился МИКЕЛАНДЖЕЛО (Микеланджело Буонаротти), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт эпохи Возрождения

Микеланджело Буонаротти родился 6 марта 1475 года в тосканской деревушке Капрезе, где его отец был старостой. Он рано лишился матери и получил воспитание в масонском заведении. Когда его отец снова женился, Микеланджело переехал жить к нему во Флоренцию. В этом городе мальчик много времени проводил, копируя работы таких мастеров, как Донателло, Джотто, Масаччио и Боттичелли. Несмотря на резкие протесты своего отца, он поступил учеником к живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться в школе искусств Лоренцо де Медичи под руководством скульптора Бертольдо. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Саванаролы, Микеланджело сначала переехал жить в Венецию, затем в Рим. В течение последующих пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» и всем известную «Пьета» в соборе Святого Петра. Тем временем во Флоренции гнев людей обернулся против Саванаролы, и он был сожжен на костре в 1498 году. В 1500 году по приглашению флорентийских граждан Микеланджело с триумфом вернулся в этот город. Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырехметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти запершись в своей мастерской, и в 1504 году на суд публики предстала его великолепная монументальная статуя «Обнаженный Давид». Микеланджело начали осаждать многочисленные заказчики. В 1505 году властолюбивый и не чуждый земных благ папа Юлий II приказал ему вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Этот проект, вызвавший у Микеланджело наибольшие огорчения за все время его творчества, послужил началом его долгих и непростых отношений с римскими папами из рода Медичи. Он потратил целый год труда над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как она была переплавлена на пушки. В период между 1508 и 1512 годами Микеланджело был занят выполнением другого колоссального проекта Юлия II - росписи Сикстинской капеллы. Героическая повесть о художнике, лежащем дни напролет на жестких подмостях и с трудом вытирающем капающую на лицо краску, стала легендарной. После смерти в 1513 году папы Юлия II его престолонаследники настояли на выполнении еще одного проекта надгробной скульптуры для их предшественника. На это было потрачено сорок лет жизни Микеланджело. «Вся моя молодость ушла в этот надгробный монумент», - писал он. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривающего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра. Колоссальная мраморная статуя Моисея и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершенного целого. Когда Микеланджело было уже почти шестьдесят лет, папа Павел III дал ему заказ на создание стенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих Страшный суд. На это ушли последующие пятнадцать лет. В 1547 году он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра в Риме и спроектировал огромный купол - он по сей день остается одним из величайших шедевров архитектуры. Умер Микеланджело в Риме 18 февраля 1564 года, не дожив трех недель до 89 лет. Хотя он считал себя в первую очередь скульптором, его гений проявлялся во всем, чем бы он ни занимался, будь то скульптура, живопись, архитектура или поэзия.

REGNUM

108 лет назад (1899) немецкий химик Феликс Хоффман из компании Bayer получил патент на аспирин

В народной медицине издавна было принято снижать жар и снимать боль водной настойкой коры ивы или вербы. Еще в древности для лечения инфекционных болезней и подагры, для облегчения боли и снижения температуры использовали разного рода экстракты ивовой коры. В 1763 году священник Эдвард Стоун сделал в Королевском обществе Лондона доклад об излечении лихорадочного озноба настойкой коры ивы. В 1838 году было показано, что активным компонентом коры ивы является салициловая кислота. Итальянский химик Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры салициловую кислоту, определил химический состав этого вещества и успешно синтезировал его. Оно получило название салициловой («спираевой») кислоты. Однако практического лекарственного применения салициловая кислота тогда не получила. Лишь 15 лет спустя, после того, как эту кислоту в 1860 году впервые получили искусственным путем, стала употребляться ее натриевая соль. Чтобы получить другие виды салициловой кислоты, лечебное свойство которых могло бы быть еще более действенным, сотрудник компании Bayer Феликс Хофман разработал технологию производства ацетилсалициловой кислоты. Продукт получил коммерческое название «аспирин». Это название составлено из двух частей: «а» от ацетил и «спир» от Spiraea, латинского названия таволги - растения, из которого впервые была химически выделена салициловая кислота. Аспирин оказывает противовоспалительное, жаропонижающее и болеутоляющее действие, поэтому его широко используют при лихорадочном состоянии, головной боли, невралгии и при ревматизме. Аспирин способен уменьшать слипание тромбоцитов, он полезен при тромбофлебитах, предупреждает свертывание крови и образование послеоперационных тромбов, снимает приступы стенокардии при ишемической болезни сердца. Считается, что регулярный прием аспирина может снизить риск сердечно-сосудистых нарушений и уменьшает вероятность инфаркта. Оказалось также, что болеутоляющие препараты, такие, как аспирин, могут снижать риск болезни Альцгеймера или старческого слабоумия, а также замедлить потерю зрения при диабетической ретинопатии. Универсальные лечебные качества и широкое распространение в медицине дают основание назвать аспирин одним из главных лекарств ХХ века.

205 лет назад (1802) родился Андрей Иванович ШТАКЕНШНЕЙДЕР, архитектор

Андрей Штакеншнейдер родился в Гатчине, под Санкт-Петербургом, в семье мельника, выходца из Германии. В 1815-1820 годах учился в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1821 году поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. С 1825 года - архитектор-рисовальщик в комиссии по возведению Исаакиевского собора. Привлечен О.Монферанном к работам в Зимнем дворце. С 1831 года строил по частным заказам. В 1834 году А.Штакеншнейдер получил звание академика. В 1837-1838 годах ездил за границу: посетил Италию, Францию, Англию, Германию. В 1844 году получил звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств. С 1848 года - архитектор императорского двора. В Петербурге Штакеншнейдер создал Мариинский дворец, Ново-Михайловский и Николаевский дворцы, дворец Белосельских-Белозерских и ряд частных особняков, павильоны в Петергофе, памятник великой княгине Александре  Николаевне в Царском Селе, в Крыму - дворец императрицы Александры Федоровны, перестраивал Зимний, Мраморный, Аничков дворцы, внутренние покои Старого Эрмитажа, Ораниенбаумского и Стрельнинского дворцов. Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы. Умер Андрей Штакеншнейдер в 1865 году в Москве.

156 лет назад (1851) умер Александр Александрович АЛЯБЬЕВ, композитор

Русский композитор Александр АлябьевИмя Александра Алябьева, русского композитора и пианиста первой половины XIX столетия, широко известно в истории музыкального искусства. Алябьев - автор опер, балетов, инструментальных сочинений, свыше 180 песен и романсов. Родился Алябьев  в августе 1787 года в Тобольске, где его отец был губернатором. Первые уроки музыки получил в семье, затем в Петербурге, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции у И.Г.Миллера. Впервые как композитор проявил себя в 1810 году: в печати появился «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», два фортепьянных вальса. Участник Отечественной войны 1812 года. После войны остался на военной службе и поселился в Москве. Большое место в творчестве уже известного композитора занимал театр. Одновременно в обеих столицах с успехом прошла премьера его первой комической оперы «Лунная ночь». В январе 1825 года, во время открытия Большого театра, одним из авторов торжественной музыки был Алябьев. Жизнь музыканта изменило нелепое происшествие в феврале 1825 года. Он был арестован по ложному обвинению в смерти одного из участников карточной игры. Три года провел  Алябьев  в тюрьме, где продолжал писать музыку. Здесь создан знаменитый романс «Соловей» на слова А.А.Дельвига. Романс, завоевав европейскую известность, стал любимой пьесой в репертуаре колоратурных сопрано, русских и иностранных. Вплоть до начала XX века зарубежные певицы, согласно установившейся традиции, пели «Соловья» на русском языке. Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был приговорен к лишению дворянства, знаков отличия, чинов и ссылке в Сибирь. В 1831 году Алябьев  с большим трудом добился «высочайшего соизволения» на «пользование» Кавказскими минеральными источниками. Поездка на Кавказ не изменила социального положения Алябьева, он по-прежнему ссыльный и по-прежнему под надзором местных властей. С февраля до начала курортного сезона 1832 года композитор жил в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Из архивных документов известно, что остановился он в доме «умершей майорши Карабутовой», который сохранился до наших дней, с 1980 отмечен мемориальной доской, а с 1997 является отделом музея-заповедника («Дом  Алябьева»). Во время пребывания в Пятигорске Алябьев много работал: было положено начало новому большому этапу в творческой деятельности композитора - его занятиям музыкальным фольклором. Алябьеву принадлежат первые в России обработки песен - русских, украинских, цыганских, народов Заволжья, Средней Азии и Кавказа. Одним из первых Алябьев создал романсы на стихи А.С.Пушкина.

78 лет назад родился Фазиль Абдулович ИСКАНДЕР (1929), писатель

Фазиль ИскандерФазиль Искандер родился в Сухуми. После окончания средней школы учился в Московском библиотечном институте. В 1954 году окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал корреспондентом в различных газетах. Литературной деятельностью занимается с 1953 года, дебютировал стихотворением «Первый арбуз» в поэтическом альманахе «Молодая гвардия». Первый рассказ напечатан в 1956 году в журнале «Пионер». С тех пор регулярно печатался в различных изданиях («Смена», «Неделя», «Костер», «Сельская молодежь», «Юность»). В 1966 году в журнале «Новый мир» опубликована первая повесть писателя - «Созвездие Козлотура», принесшая ему известность. Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии. Читателям полюбились абхазские картины «Дерева детства», давно стал знаменит и даже перекочевал на киноэкран Сандро из Чегема. Палитра Искандера - это терпкий юмор, язвительная сатира, тонкая лирика и высокая романтика. Искандер - лауреат Государственной премии СССР, премии имени Андрея Сахарова «За мужество в литературе», Государственной премии России, Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф»; награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и II степени. Творчество Фазиля Искандера известно читателям во многих странах. Тепло встречены читающей публикой его рассказы и повести «Летним днем», «Дерево детства», «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы»,  «Бармен Адгур», «Чегемская Кармен», рассказы о Чике. Его книги переведены на многие языки мира.

21 год назад (1986) автоматическая межпланетная станция «Вега-1», полет которой осуществлялся в рамках международного проекта «Венера - комета Галлея», выполнила программу исследований кометы Галлея

Изображение кометы Галлея, переданное на Землю космическим аппаратом Вега-1Первые исследования кометного вещества были проведены на российских аппаратах «Вега-1» и «Вега-2», которые в 1986 году сфотографировали ядро кометы Галлея. Во взаимодействии с «Вегами» работали европейский космический аппарат «Джотто», японские «Суиссеи» и «Сакигаке» (Япония). Удалось определить размеры ядра, выброс пыли, ее состав: водород, углерод, азот, кислород, натрий, магний, алюминий, кремний, сера, хлор, кальций, железо. Согласно гипотезе известного американского исследователя Фреда Уипла на основе полученных данных, кометное ядро представляет собой ледяную глыбу, состоящую из смеси замерзшей воды и замороженных газов с вкраплениями тугоплавких каменистых и металлических частиц, метеорного вещества. Образно говоря, оно похоже на «загрязненный айсберг». «Льды» кометного ядра состоят из простых соединений водорода, кислорода, углерода и азота, и с приближением такого айсберга к Солнцу они начинают интенсивно испаряться. Тогда все включенные в льды глыбы и камни с поперечником от нескольких метров до сантиметров и миллиметров обнажаются и в свою очередь выделяют адсорбированные газы и поставляют пыль. Они могут образовать рой самостоятельных глыб и камней. Фонтаны газа даже могут изменить орбиту кометы. Вокруг ядра образуется обширная светящаяся газовая оболочка - кома. Вместе с ядром она составляет голову кометы. Дальнейшее сближение кометы с Солнцем приводит к тому, что ее голова становится овальной, затем удлиняется и из нее развивается хвост. Чаще всего хвосты комет направлены от Солнца из-за давления солнечного света на молекулы газов и пылинки, выделяющиеся из кометного ядра. Ядро кометы не твердое единое тело, пусть даже астероидных размеров, а совокупность отдельных тел. Эти тела (глыбы, камни, песчинки, пылинки) слабо связаны между собой, но все-таки образуют до поры до времени единое целое. Однако с каждым приближением к Солнцу периодическая комета становится все слабее. Некоторые из них достаточно «сильны»: так комета Галлея с более длинным периодом, 76 лет, наблюдается с 466 года до нашей эры. За минувшие тысячелетия она 32 раза проходила перигелий. Комета Энке с периодом 3,3 года была открыта в 1786 году и пережила за это время не один десяток своих хвостов. А есть такие кометы, которые «не выдерживают» более двух-трех сближений с Солнцем и, распадаясь, порождают метеоритный рой, продолжающий двигаться по старой орбите. При его встрече с Землей мы наблюдаем метеорный поток.

Hosted by uCoz