Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


27 февраля


280 - родился Константин I Великий, римский император с 306 года.
Константин родился в городе Наиссе (ныне - Ниш), на территории современной Югославии. Его отец Констанций был одним из римских военачальников, и юность Константина прошла в Никомедии, при дворе императора Диоклетиана. В 305 году Диоклетиан отрекся от престола, и отец Константина стал правителем западной части Римской империи. После смерти Констанция в следующем году армия провозгласила Константина императором. Его права на престол пытались оспорить другие полководцы, что привело к нескольким гражданским войнам. Окончились они в 312 году, когда Константин победил Максенция, последнего из своих соперников, в битве у Мильвианского моста, неподалеку от Рима. Константин стал безраздельным повелителем Западной Римской империи, восточной частью империи правил полководец Лициний. В 323 году Константин напал на Лициния и нанес ему поражение. С тех пор и до смерти в 337 году Константин был единоличным правителем всей Римской империи. Константин Великий - первый в Римской империи христианский император. Благодаря тому что император легализовал христианство, а также благодаря политике, поощрявшей его рост и распространение, христианство из гонимой секты превратилось в господствующую религию Европы. Одним из первых законодательных мероприятий Константина стал Миланский эдикт, согласно которому христианство стало узаконенной и не подлежащей преследованиям религией. Эдикт также предусматривал возвращение церковной собственности, конфискованной в предшествующий период гонений. Хотя сам император не препятствовал существованию языческих храмов, часть их богатства перераспределялась в пользу христианских церквей. В правление Константина стало очевидно, что принятие христианства открывает перспективы продвижения по служебной лестнице; его указы давали церкви различные важные для нее привилегии. В его же царствование началось строительство известнейших церквей, таких, как храм Рождества Христова в Вифлееме, Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Роль Константина как первого христианского императора Римской империи обеспечила ему почетное место в истории. Но и другие его деяния имели немаловажное значение. Например, он перестроил и значительно расширил древний город Византий, переименовал его в Константинополь и сделал столицей империи. Константинополь (ныне Стамбул) стал одним из великих городов мира. Он оставался столицей Византии до 1453 года, после чего несколько столетий был столицей Оттоманской империи. Константин также сыграл существенную роль во внутрицерковной истории. В 325 году он созвал Никейский собор - первый Вселенский церковный собор, чтобы обсудить накопившиеся в церковной жизни разногласия, угрожавшие стабильности империи, которую Константин с таким трудом объединил. В своей речи перед участниками Собора император заявил, что главное его желание и забота - достижение гармонии, которая принесет империи мир и процветание. Основное внимание было уделено двум важным вопросам: арианской ереси и установлению точной даты празднования Пасхи (по обоим участники Никейского собора больше всего расходились во мнениях). Последователи Ария (знаменитого богослова) отрицали божественную природу Иисуса Христа, однако эту точку зрения разделяли далеко не все христиане. После долгих дискуссий епископы приняли символ веры - признали триединство Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, тем самым подтвердив божественное происхождение Спасителя. В качестве даты празднования Пасхи было принято первое воскресенье после первого полнолуния за весенним равноденствием (сама дата весеннего равноденствия еще долгое время оставалась темой для разногласий). Большая часть религиозных книг, ныне известных как Новый Завет, была предположительно отобрана в качестве канонических именно на Никейском соборе. Не менее важное значение имело гражданское законодательство. Константин ввел законы, по которым определенные профессии (например, профессии мясника или пекаря) становились наследственными. Он также издал указ, согласно которому колоны (крестьяне-арендаторы) лишались права уходить со своих наделов. Эти и подобные им законы закладывали основы социального строя всей средневековой Европы. Сам Константин крестился на смертном ложе, но очевидно, что он внутренне принял христианство задолго до смерти. Константин I Великий умер 22 мая 327 года. Сосредоточив в своих руках власть над громадной империей, он передал ее своим трем сыновьям - Констанцию, Константину и Константу. Империя в очередной раз оказалась расколотой.

REGNUM
REGNUM

1932 - родилась Элизабет Тейлор, американская актриса

Элизабет Тейлор родилась в Лондоне. Окончила Байронскую и Хоуторнскую школы. Во время второй мировой войны семья Тейлор уехала из Англии в США. Уже в детстве Элизабет Тейлор отличалась яркой красотой, и первое приглашение сняться в кино получила в возрасте десяти лет. Фильм «Каждую минуту кто-то рождается» (1942) положил начало ее карьере на экране. Вскоре она подписала многолетний контракт с «Метро Голдвин Мейер», где первым ее значительным актерским достижением стал фильм «Велвит на скачках» (1944) - о трогательной дружбе девочки и призовой лошади. От детских ролей в фильмах «Лэсси, вернись домой» (1943), «Джейн Эйр» (1944), «Белые скалы Лувра» (1944), «Мужество Лэсси», «Синтия» (1947) Лиз плавно перешла к романтическим девичьим образам, самым значительным из которых была Анджела из «Места под солнцем» Д.Стивенса (1951), экранизации «Американской трагедии» Т.Драйзера. В фильмах «Отец невесты» (1950) и «Место под солнцем» (1951) она успешно играет взрослых женщин. Новый виток славы актрисы начался после пышного и дорогого блокбастера «Клеопатра», после которого Тейлор стала поистине «звездой». Тейлор много раз номинируется на «Оскара», среди удачных работ актрисы - фильмы «Рапсодия», «Кошка на раскаленной крыше», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Комедианты», «Внезапно прошлым летом». В 1981 году Тейлор дебютирует в театре, в пьесе «Лисички». С середины 1980-х годов Элизабет снимается меньше и уже не так успешно. Она больше известна как героиня «желтой прессы», смакующей ее многочисленные замужества. Актриса получила две премии «Оскар»: за роли в фильмах «Баттерфилд 8» и «Кто боится Вирджинии Вульф?». В 2000 году Тэйлор была награждена орденом Британской империи и получила титул кавалерственной дамы. Актриса закончила карьеру в кино в 2003 году. В 2005 году британская академия кино и телевидения BAFTA вручила Элизабет Тейлор почетную награду Britannia за выдающиеся профессиональные достижения в кино. Она много времени отдает работе в благотворительных организациях, занимающихся борьбой со СПИДом. Сейчас Тейлор мучают артритные боли в спине, она много времени проводит в инвалидном кресле в своем доме в Бел-Эр, где она живет с 1982 года. Там ее часто навещают четверо детей, десять внуков и три правнука.

1957 - родилась Татьяна Анатольевна Догилева

1957 - родилась Татьяна Анатольевна Догилева, актриса, народная артистка России.
Татьяна Догилева родилась в небольшом городке под Тамбовом. Училась в школе при Академии педагогических наук, в четырнадцать лет была принята в студию юного актера при Центральном телевидении. В 1974 году поступила, а в 1978 году окончила Государственный институт театрального искусства имени Луначарского (курс В.П.Остальского). В 1978-1985 годах - актриса Московского театра имени Ленинского комсомола, на сцене которого играла Нелли в спектакле «Жестокие игры» (режиссер М.Захаров). Это была единственная работа Догилевой в Ленкоме. С 1985 года -  актриса театра имени М.Н.Ермоловой, где играла в спектаклях режиссера В.Фокина «Спортивные игры 1981 года», «Говори», «Шаткое равновесие», в спектакле Р.Виктюка «Наш декамерон». Театральным событием стала «Орестея» (1994) в постановке П.Штайна, где Догилева играла главную роль. Она играла в Театре Чехова в спектакле «Чествование»,  в Театре Моссовета - «Двенадцатая ночь, или Все равно что», в антрепризе М.Козакова «Невероятный сеанс», в Театре-студии О.Табакова - «Идеальный муж».  В 1998 году  Догилева дебютировала как режиссер, поставив спектакль в антрепризе М.Козакова  «Лунный свет, медовый месяц». Другие ее режиссерские работы: «Московские страсти» - в антрепризе М.Козакова, «Не отрекаются, любя...» и «Дама ждет, кларнет играет...» -  в «Дуэте». Снялась во многих фильмах, среди  которых - «Покровские ворота», «Кто стучится в дверь ко мне...», «Вам телеграмма», «Блондинка за углом», «Прохиндиада, или Бег на месте»,  «Мой любимый клоун», «Забытая мелодия для флейты», «Стрелец неприкаянный», «Участок». Лауреат премии «Кинотавр» за лучшее исполнение женских ролей (в фильме «Афганский излом»).

1831 - родился Николай Николаевич Ге

1831 - родился Николай Николаевич Ге (1831 - 1894), живописец, один из основателей Товарищества передвижников.
Николай Ге родился в Воронеже. Семья Ге родом из Франции; прадед Ге эмигрировал в Россию в конце XVIII века и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком; детство свое Николай провел в деревне. В десятилетнем возрасте был определен в киевскую гимназию. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов, затем поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857 году. Испытал большое влияние К.П.Брюллова и А.А.Иванова. Жил в Риме и Флоренции. В Петербург вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Она вызвала горячий интерес: евангельский сюжет представал в ней как реальное событие, как жестокая драма отступничества от учителя и раскола среди единомышленников. Художник явно порывал с канонами академизма, но успех его был настолько общепризнан (сам Александр II приобрел картину), что Академия художеств пошла на компромисс, присвоив ему звание Русский живописец Николай Гепрофессора исторической и портретной живописи. На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами. В частности, во Флоренции написал один из лучших своих портретов - «Портрет А.И.Герцена». После возвращения в Петербург в 1867 году Ге сразу включился в художественную, общественную и духовную жизнь столицы, стал одним из организаторов и руководителей созданного в 1870 году Товарищества передвижников. В поисках темы Ге обратился к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех: ее сюжетом вновь был реальный конфликт реальных людей. Салтыков писал о картине: «Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти». Государь заказал художнику повторение картины для себя. Менее удачными оказались другие работы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Пушкин в селе Михайловском» (1875). Ге, тяжело переживая свои неудачи, разуверился и в собственных творческих силах, и в смысле художественной деятельности вообще. В 1875 году Ге навсегда покинул Петербург и переселился в Малороссию, где купил небольшой хутор. В его душе совершился крупный переворот: он отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках он пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать. Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену - с тем, чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников - М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова (обе 1872), Л.Н.Толстого (1884). Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям. Духовные искания Николая Ге во многом вдохновлялись и даже определялись нравственно-философским учением Льва Толстого, с которым художник, начиная с 1884 года, был связан крепкой и преданной дружбой. И хотя влияние писателя было велико, тем не менее для Ге «задача искусства» состояла в необходимости «найти свою мысль, свое чувство в вечно-истинном, в религии человеческой», что, в свою очередь, определило и кредо художника: «Нужно брать высокие ноты». Евангельский цикл Н.Н.Ге по объему небольшой, насчитывающий менее десятка картин. Но именно в них, звучащих на высокой исповедальной ноте, раскрылись и сама личность художника, сложная, полная внутренних противоречий, и философия его искусства. Историю Христа, особенно ее заключительную часть, художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма - течения, которое возникло позже. Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина же «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура. Картина «Что есть истина?. Христос и Пилат» была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892) на академическую выставку не допустил президент Академии художеств. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант «Распятия» (1892) он уничтожил. Еще один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире. Произведения Ге обладают серьезными и редкими качествами, дышат горячей искренностью и благородной убежденностью. Умер Николай Николаевич Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 13 июня 1894 года. После него остались записки и огромное количество писем, в которых он объясняет свое отношение к искусству. Часть этих записок была напечатана в виде отдельных статей: «Киевская первая гимназия в сороковых годах» (сборник, изданный в пользу недостаточных студентов университета Святого Владимира, Киев, 1895); «Встречи»,   «Жизнь русского художника шестидесятых годов» («Северный Вестник», 1893-1894).

1887 - родился Петр Николаевич Нестеров

1887 - родился Петр Николаевич Нестеров, летчик, штабс-капитан; первым исполнил фигуру высшего пилотажа «мертвую петлю».
Петр Нестеров родился в Нижнем Новгороде, в семье офицера-воспитателя Нижегородского кадетского корпуса. В 1897-1904 годах обучался в Нижегородском кадетском корпусе, В 1904-1906 годах - в Михайловском артиллерийском училище. Вышел оттуда подпоручиком. Получил назначение в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую бригаду. Высказал мысль о возможности применять в качестве наблюдательных пунктов для корректировки артиллерийской стрельбы аэростаты. Неоднократно поднимался в воздух на аэростате Владивостокской крепостной воздухоплавательной роты. В 1910 году поставил перед собой задачу построить собственный летательный аппарат. В июле-августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, подружился с учеником профессора Н.Е.Жуковского - Русский военный летчик П. Н. Нестеров, основоположник высшего пилотажаП.П.Соколовым и стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. Вместе с Соколовым построил планер, на котором поднялся в воздух. Испытания проходили в поле за Петропавловским кладбищем, в районе нынешних улиц Белинского и Невзоровых. В 1911-1912 годах учился в Петербургской офицерской воздухоплавательной школе. В сентябре 1912 года осуществил первый самостоятельный вылет. В составе авиаотряда был переведен из Петербурга в Варшаву, где в ноябре 1912 года начал тренировочные полеты на боевых «ньюпорах». Зарекомендовал себя как летчик-экспериментатор, один из основателей высшего пилотажа. Им впервые были выполнены глубокие виражи. 27 августа 1913 года впервые в мире осуществил «мертвую петлю» (замкнутая кривая в вертикальной плоскости), получившую в честь него название «петли Нестерова». В 1913-1914 годах совершил рекордные перелеты Киев - Одесса - Севастополь и Киев - Петербург. В начале первой мировой войны - в действующей армии. Прославился как мастер воздушной разведки и бомбометания. 8 сентября 1914 года первым в мире осуществил таран самолета противника. При этом уничтожил вражеский самолет и погиб сам. За этот подвиг штабс-капитан П.Н.Нестеров был посмертно награжден Георгиевским крестом. Похоронен в Киеве.

1936 - умер Иван Петрович Павлов

1936 - умер Иван Петрович Павлов, физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности.
Имя академика Ивана Петровича Павлова, первого русского лауреата Нобелевской премии, навсегда вошло в золотой фонд мировой науки. Наиболее крупные научные открытия были сделаны им в области физиологии кровообращения, пищеварения. Ему же принадлежит открытие естественнонаучного объективного метода изучения функции головного мозга - метод условных рефлексов, пользуясь которым он создал обессмертившее его имя учение о высшей нервной деятельности. Иван Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. После окончания духовного училища в 1864 году поступил в Духовную семинарию, но, не закончив ее, в 1870 году поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, но вскоре перешел на естественное отделение физико-математического факультета. Учился в Медико-хирургической академии, после окончания которой занял место заведующего физиологической лабораторией при терапевтической клинике. Павлов был основателем самой многочисленной и плодотворной научной школы физиологов (более 300 учеников и сотрудников), создателем Российского общества физиологов, Русского физиологического журнала (1917), Физиологического отдела Института экспериментальной медицины (1890), Физиологического института РАН (1925), Биостанции в Колтушах (1926), на протяжении двадцати лет (1893-1913) руководил Обществом русских врачей в Петербурге. Вся  научно-профессорская деятельность Павлова была пронизана идеей о лидирующей роли физиологии как фундаментальной науки, научной основы медико-биологических дисциплин, психологии, педагогики и социологии, психиатрии и невропатологии. Исследования Павлова обогатили физиологию фундаментальными открытиями и идеями. Февральскую революцию Иван Павлов встретил настороженно, Октябрьскую революцию переживал крайне болезненно. Родственники и знакомые, ученые из США, Германии, Швеции, Чехословакии настойчиво звали его за границу, но советское правительство сделало все для того, чтобы удержать Павлова от эмиграции. В 1918 году В.И.Ленин подписывает специальный декрет о создании условий, обеспечивающих работу первого русского лауреата Нобелевской премии, а в 1920-е годы, в период гражданской войны и интервенции, молодая республика создала Павлову необходимые условия для научной работы. Постановление Совнаркома «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П.Павлова и его сотрудников», подписанное Лениным 24 января 1921 года, - один из самых  известных актов советского правительства. Это постановление стало своего рода охранной грамотой на многие годы. Иван Петрович Павлов прожил долгую  и счастливую жизнь. Из 86 лет 62 года были отданы науке, высшему медицинскому образованию, организации исследований в области физиологических наук. Умер он 27 февраля 1936 года в Ленинграде, похоронен на Волковском кладбище. На его надгробии отчеканены слова: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то и их бы не хватило вам».

1932 - родился Евгений Яковлевич Урбанский

1932 - родился Евгений Яковлевич Урбанский, актер, заслуженный артист РСФСР.
Евгений Урбанский родился в Москве. В середине 1930-х годов его отца, крупного партийного работника, направили в Узбекистан на должность второго секретаря ЦК ВКП(б). В 1937 году его арестовали как «врага народа» и отправили в лагерь под Воркутой, жену с детьми выслали в Алма-Ату. Там Евгений пошел в школу, в которой проучился до девятого класса. В 1946 году его отца определили рабочим на шахту в Инте, и семья в полном составе переехала к нему. Десятый класс Урбанский заканчивал в средней школе города Инты. В 1950 году поступил в Московский дорожный институт, оттуда перевелся в Горный институт. В 1952 году поступил в Школу-студию МХАТ на курс народного артиста СССР В.О.Топоркова, которую окончил в 1957 году. С 1957 года - актер Московского драматического театра им. К.С.Станиславского. Первая роль Урбанского на сцене - Ричард в пьесе Б.Шоу «Ученик дьявола». Позже он сыграл на сцене театра Станиславского 14 ролей. Играл Мышлаевского в «Днях Турбиных» М.Булгакова, Джона Проктора в «Сейлемских ведьмах» А.Миллера, чекиста Лациса в «Шестом июля» М.Шатрова, Пичема в «Трехгрошовой опере» Б.Брехта. Слава пришла к Евгению Урбанскому после выхода на экраны фильма Ю.Райзмана «Коммунист» (1956). Он стал кумиром миллионов. Впервые русскому артисту пришло приглашение в Голливуд. На фестивалях в Венеции (1958) и Киеве картина получила главные призы. Кроме того, в 1959 году «Коммунист» был назван в числе трех лучших фильмов года по опросу читателей журнала «Советский экран». Позже снялся в фильмах «Неотправленное письмо» (1959), «Баллада о солдате» (1959), «Испытательный срок» (1960), «Чистое небо», «Большая руда» (1964), «Пядь земли» (1964). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за мужскую роль» за 1959 год. Был женат на латвийской актрисе, исполнительнице главной роли в фильме «Мальва» Дзидре Ритенберг. Дочь родилась через несколько месяцев после его гибели (в честь отца ее назвали Евгенией). Погиб 5 ноября 1965 года во время съемок фильма «Директор», исполняя без каскадера сложную сцену на грузовике. Похоронен на Новодевичьем кладбище. За восемь лет творческой деятельности им сыграно 14 ролей в театре, 16  - на радио и телевидении и восемь - в кино. Девятой должен быть стать фильм «Директор». В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм режиссера Е.Сташевской-Народицкой «Евгений Урбанский».

Hosted by uCoz