Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


Иван Шишкин: искусство, чересчур принадлежащее народу

С творчеством Ивана Шишкина русские дети знакомятся с 2-х лет. На обертке вкуснейших шоколадно-вафельных конфет под названием «Мишка косолапый» изображена сосновая чаща в тумане и медвежата, карабкающиеся по сломанному дереву. Бумажная оболочка фирменной русской сладости тиражирует шишкинскую картину «Утро в сосновом лесу».

25 января исполняется 175 лет со дня рождения пейзажиста Ивана Шишкина. На его родину, в Елабугу (поволжская республика Татарстан), к торжествам прибудут 30 его потомков из США, Германии, Сербии и России. Пройдут конференции, встречи искусствоведов, выйдут очередные юбилейные очерки творчества, гости посетят дом-музей художника, отнесут цветы к памятнику.

А вот финансовая «изнанка» шишкинского искусства. В 2004 г. на аукционе Sotheby's в Лондоне "Пейзаж с ручьем" Ивана Шишкина получил уже стартовую цену в 1-1,25 млн долларов США! На аукционе Christie's шишкинский "Лесной пейзаж" ушел с молотка почти за 767 тыс фунтов, а "Песчаный берег" - за 285 тыс фунтов. В конце декабря 2006 г на международном аукционе «Буковски» (самый респектабельный скандинавский аукцион) в Хельсинки шишкинская картина «Лесная тропинка в сумерках» заработала 710 тыс евро. Еще одна работа художника - «Перед зеркалом» - в апреле прошлого года в Праге была продана на аукционе за 400 тыс долл. Подделки «под Шишкина» курсируют по стране и за рубежом и зарабатывают круглые суммы.

REGNUM

Собственно художественная, лирическая суть искусства Шишкина в том, что он был замечательным пейзажистом и умел сугубо реалистическими средствами «объяснить» поэзию русской природы. Его искусство было искренним, душевно открытым - и общенациональным. А талант - настолько очевиден, насколько очевидна красота самой природы. Такой талант не нужно доказывать ни эпатажем, ни искусствоведческими увещеваниями.   

Искусство Ивана Шишкина... чересчур принадлежит народу. Его полотна выставлены в разнокалиберных музеях страны и настолько хорошо известны россиянам, что порой они, мысленно пытаясь представить себе картины русской природы, невольно вспоминают не те поляны, леса и луга, что видели воочию, а те, что изображены на холстах Шишкина. Это уже «генетическая» память. В советские времена копии и репродукции его картин висели в рабочих кабинетах и на дачах. Его работы - как общенародно известные - пародировали в карикатурах. И до такой степени везде распространился «Шишкин», что его творчество уже казалось опошленным, вульгаризованным, набившим оскомину. Однако это лишь «кривое зеркало» его творчества, и тот, кто хочет, всегда увидит «аутентичного» Шишкина, без обманчивых наслоений массового искусства.         

Художник-передвижник (участник «Товарищества передвижных художественных выставок», созданного в 1870 г в противовес элитарному официально-академическому искусству), Шишкин отказался от надменного искусства «для посвященных» - в пользу общепонятного, демократичного. Академическая, салонная живопись во имя красоты изображения жертвовала его правдивостью, не замечала обыденную реальность: человеческие страдания, надежды, события истории, русскую природу. Для передвижников же эти темы стали главными, и, перевозя из города в город выставки своих картин, они открывали живопись для людей всех сословий. В этой просветительской работе пейзажист участвовал постоянно.

 Шишкин родился в 1832 году в купеческой семье - отнюдь не патриархально-консервативной. Глава семейства интересовался наукой и искусством и поощрял интерес сына к ним. В 20 лет Иван с благословения отца поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продолжил образование в Петербургской Академии художеств - и начал получать одну награду за другой. Его сложные пейзажные рисунки пером и тушью многим казались гравюрами - так скрупулезно была выписана каждая деталь.

Судьба Шишкина решилась в 1865 году. К тому времени он уже вернулся из 3-х летней  поощрительной (за отличное окончание Академии) поездки по Европе - Германии, Швейцарии, Франции, Нидерландам. Разочаровавшись в своих западных учителях, Шишкин по возвращении в Россию примкнул к художникам, которые видели в живописи прежде всего отражение русской жизни.

REGNUM

Современники называли его «царь леса». Как говорил глава объединения передвижников Иван Крамской, Шишкин знал природу «ученым образом». Создавая пейзажи, живописец точно воспроизводил строение деревьев и растений. Но такой «биологический» педантизм не мешал художнику писать поэтичные, одухотворенные полотна. На них были высокие сосны в солнечном блеске, коренастые дубы в дождевой пелене и их отражения в воде, заповедные чащи с буреломом и разнотравье лугов. Шишкин написал хронику русской природы, передал ее в разных состояниях, с разным «настроением». В этом смысле он приблизился к импрессионизму, к его свободе и изменчивости изображения.

Одной из лучших его картин стала «Рожь» 1878 г, на которой до самого горизонта простирается море золотых колосьев, а жаркое небо обещает грозу. Критики увидели в ней гимн обилию русской земли. А полотно «Дубовая роща», написанное через 9 лет, сравнивали с русской народной песней - величавой и спокойной. Знаменитая «Корабельная роща» 1898 года со смолистыми мачтовыми соснами и тихим лесным ручьем в закатных лучах была одним из последних полотен Шишкина.

Можно медитировать перед его картинами и исследовать почти научно мелочи жизни природы. Молодежь же не видит «ненужную лирику» его полотен, воспринимает его работы как несерьезные и неброские «картинки».

Впрочем, и не запомнить его полотна невозможно. Это как коллективное бессознательное, изначально существующее в нас, хотим мы того или нет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Hosted by uCoz