Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


25 октября

Богдан (Зиновий) Михайлович Хмельницкий родился в семье чигиринского сотника. Образование получил в Киево-братской школе, затем учился в иезуитской коллегии во Львове, сохранив православие. Кроме родного языка, владел польским, латинским, турецким и французским. Поступив в казацкое войско, участвовал в польско-турецкой войне, два года находился в плену у турок в Константинополе. После освобождения участвовал в походах запорожцев на турецкие города. В русско-польской войне сражался против русских и получил от короля золотую саблю за храбрость. Защищал интересы казачества перед польским правительством.

Толчком к разрыву с поляками послужило нападение подстаросты Чаплицкого на хутор Хмельницкого, во время которого погиб сын Богдана и похищена его жена. В середине 1640-х годов Хмельницкий начал подготовку народного восстания против польского господства на Украине. В январе 1648 года под руководством Хмельницкого началась освободительная война украинского народа. В сражении у Желтых Вод и под Корсунем восставшие в союзе с татарами разбили польское войско. 25 октября 1649 года Хмельницкий был провозглашен гетманом и торжественно вступил в Киев.

REGNUM

После возобновления военных действий украинские войска под командованием Хмельницкого нанесли полякам сокрушительное поражение, но из-за измены крымского хана Хмельницкий был вынужден заключить невыгодный и недолговечный Зборовский мирный договор, по сути только подтвердивший прежние права малорусского казачества. Война продолжалась. В начале июня 1651 года произошло сражение под Берестечком, окончившееся поражением казацкого войска. Осенью того же года был заключен Белоцерковский договор, уничтоживший почти все завоевания украинского народа. Хмельницкий понимал, что вести войну с таким государством, как Речь Посполитая, в одиночку бессмысленно и невозможно. Единственным союзником в борьбе с Польшей было московское государство. С Москвой были начаты переговоры. Сюда от Богдана Хмельницкого прибыли послы Конлрат Бырляй и Силуан Мужиловский с просьбой о принятии Украины «под государеву руку». Московское правительство, обсудив положение вещей на заседании Боярской Думы, приняло решение о присоединении Украины.

В июне 1653 года к Хмельницкому от царя прибыл стольник Лодыжевский со следующим известием: «Мы, - сообщал Алексей Михайлович гетману, - изволили вас принять под нашу высокую руку, да не будете врагам креста Христова в причту и в поношение, а ратные люди наши собираются». Состоялся Земский собор, одобривший царское решение. Для принятия Украины в подданство Москве в Переславль прибыло московское посольство. Здесь 21 января 1654 года была созвана рада, которая приняла решение о присоединении Украины к России. Вскоре решение рады признал и польский король. Богдан Хмельницкий  находился во главе гетманской управы до самой смерти

606 лет назад (1400) умер Джефри ЧОСЕР, английский поэт, основоположник общеанглийского литературного языка и реализма в английской литературе

Джефри Чосер родился в Лондоне в 1340 году. Сын виноторговца, он достиг высоких постов при дворе, выполнял дипломатические поручения, во время миссии в Италию познакомился с Петраркой и Боккаччо. Джефри Чосер

Прославился же Чосер прежде всего как поэт, одним из первых ставший писать стихи и прозу на английском языке, а не на французском, господствовавшем тогда в аристократической среде. Поэт-гуманист стал основоположником английского литературного языка и национальной английской литературы.

Тем не менее первый период творчества Чосера (приблизительно до 1379 года) обычно называют «французским» из-за сильного влияния на него французской куртуазной литературы: перевод «Романа о Розе», поэма «Книга герцогини» (1369).

Второй период творчества поэта (после поездок в Италию, приблизительно между 1380-1386 годами) - «итальянский», когда написаны все основные сочинения поэта до «Кентерберийских рассказов»: поэмы «Птичий парламент», «Дом славы», «Троил и Хризеида». «Легенда о славных женщинах» - первое чосеровское собрание повестей и первая на английском языке большая поэма в десятисложных строках (ими написаны «Кентерберийские рассказы»).

REGNUM

В «Кентерберийских рассказах» окончательно сформировалась «английская манера»  Чосера (третий период его творчества). Начатые в конце 1380-х годов «Рассказы» остались незавершенными.
    

   Книга состоит из общего Пролога:
    

  

    «Когда апрель обильными дождями
     Разрыхлил землю, взрытую ростками,
     И, мартовскую жажду утоля,
     От корня до зеленого стебля
     Набухли жилки той весенней силой,
     Что в каждой роще почки распустила,
     А солнце юное в своем пути
     Весь Овна знак успело обойти,
     И, ни на миг в ночи не засыпая,
      Без умолку звенели птичьи стаи,
     Так сердце им встревожил зов весны, -
     Тогда со всех концов родной страны
     Паломников бессчетных вереницы
     Мощам заморским снова поклониться
     Стремились истово...»,

свыше двух десятков рассказов, которыми паломники к гробу св.Томаса Бекета в Кентербери коротают время в пути, и такого же числа связующих интермедий. В «Рассказах» участвуют представители почти всех социальных групп, бывших тогда в Англии. Общий тон книги определяет добродушный, снисходительный к людским слабостям юмор (Пролог юриста): 

   «Трактирщик наш увидел, что пройти
     Успело больше четверти пути
     На небе солнце. Был ему неведом
     Углов расчет, однако же с обедом
     Еще ни разу он не опоздал
     И время с точностью определял.
     Что восемнадцатый был день апреля,
     Трактирщик знал (лучи в то утро грели По-майскому).
     Дерев равнялась тень
     Их росту, следовательно, в тот день
     И в этой широте пробило десять;
     И это правда, если здраво взвесить:
     Ведь ясно и без точного промера,
     Что сорок пять делений угломера
     Прошло светило с наступленья дня...

В «Кентерберийских рассказах» ярко выявились замечательные качества чосеровского гуманизма: оптимистическое восприятие жизни, влюбленный интерес к человеку, чувство социальной справедливости, народность и демократизм. Влияние Чосера на английскую литературу сильнее всего сказалось в развитии бытового реализма. Огромно значение Джефри Чосера и для развития литературного языка, английской национальной поэзии. Впервые «Кентерберийские рассказы» были изданы английским первопечатником У.Кэкстоном в 1478 году. Первое издание избранных сочинений Чосера появилось в 1532 году. В 1866 году стилизованное «под средневековье» издание сочинений Чосера предпринял У.Моррис. Первый наиболее полный русский перевод «Кентерберийских рассказов» осуществили И.Кашкин и О. Румер в 1946 году. Чосер - предвестник эпохи Возрождения - заслуженно занимает место среди величайших английских поэтов.

125 лет назад (1881) родился Пабло ПИКАССО, французский художник, график, скульптор, общественный деятель

Пабло ПикассоРодился в испанском городе Малаге. Его отец, Хосе Руиз, был профессором рисования. Пристрастие к живописи, на радость родителям, у Пабло появилось рано - в десять лет. Когда же ему исполнилось тринадцать, отец устроил его первую выставку. Пабло с детства не любил свою рядовую фамилию, поэтому вскоре сменил ее на девичью матери - Марии Пикассо. А через несколько лет это имя знала уже вся Испания. Пикассо прожил долгую и плодотворную жизнь. Когда в 1973 году художник умер в возрасте 91 года, после него осталось около 200000 картин, гравюр, скульптур, рисунков, конструкций, коллажей. Но он прославился не только феноменальным объемом и разнообразием своих работ. Пожалуй, ни один другой художник современности не реагировал так остро и вдохновенно на события, на меняющуюся обстановку и важнейшие проблемы века (знаменитые полотна «Герника», «Девочка на шаре», рисунок «Голубь мира»). В числе самых первых по-настоящему оценили творчество Пикассо русские философы, критики и коллекционеры. Еще в 1914 году блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев. В том же году один из наиболее проницательных наших искусствоведов Яков Тугендхольд отмечал трагическое начало, присущее творчеству Пикассо, «этого бесстрашного Дон Кихота, странствующего рыцаря, занятого поиском абсолюта». В самом начале прошлого века картины художника стали приобретать Сергей Щукин и Иван Морозов - это полотна, которые сейчас находятся в Эрмитаже и в Пушкинском музее. Сергей Дягилев, умевший привлечь к работе над своими балетами для Русских сезонов самые громкие имена, впервые пригласил Пикассо оформить балет «Парад» на музыку Эрика Сати в постановке Леонида Мясина. Работа с русскими балетами чрезвычайно способствовала известности художника и, по мнению искусствоведов, обогатила его талант.

80 лет назад (1926) родилась Галина Павловна ВИШНЕВСКАЯ, певица, народная артистка СССР

Галина ВишневскаяГалина Вишневская родилась в Ленинграде. В детстве жила в Кронштадте с бабушкой. От природы обладала естественной постановкой голоса, слухом и редкой музыкальной памятью. Сценическую деятельность начала в 1944 году в Ленинградском областном театре оперетты, затем стала солисткой Ленинградской филармонии, выступала как эстрадная певица. С 1952 по 1974 год была солисткой Большого театра. Артистка разностороннего дарования, обладающая выразительным голосом чистого тембра и незаурядным драматическим талантом, она спела в театре около 30 партий, среди которых - Аида и Виолетта («Аида» и «Травиата» Дж.Верди), Чио-Чио-сан (одноименная опера Дж. Пуччини), Наташа Ростова («Война и мир» С. Прокофьева), Катарина («Укрощение строптивой» В.Шебалина, первая исполнительница), Леонора («Фиделио» Бетховена),  Катерина («Катерина Измайлова» Д.Шостаковича). Последняя роль в ГАБТ - Полина в опере С.Прокофьева «Игрок». Галина Вишневская выступала и как камерная певица, в том числе в ансамбле с Мстиславом Ростроповичем, за которого вышла замуж в 1955 году. Как концертная певица она выделялась проникновенной интерпретацией романсов Мусоргского, Чайковского, была первой исполнительницей в России ряда сочинений Бриттена. В 1962 году Вишневская дебютировала в театре «Ковент-Гарден» (Лондон) в партии Аиды. В 1974 году  уехала из СССР, проживала в США, затем во Франции, выступала в крупнейших театрах мира. В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Г.Вишневская и М.Ростропович были лишены гражданства, почетных званий и наград (в 1990 году указ был отменен).В 1982 году Вишневская оставила профессиональную сцену, но продолжала концертную деятельность. В 1993 году дебютировала как драматическая актриса в роли Екатерины II в спектакле МХАТ имени А.П.Чехова «За зеркалом». Снялась в роли Кручининой в фильме  режиссера Александра Белинского «Провинциальный бенефис». Галине Вишневской принадлежит идея создания Центра оперного пения на Остоженке в Москве, она же является его художественным  руководителем. Школа-театр «Галина Вишневская» уже дал серию концертов в Мадриде, Барселоне, Саламанке и Валенсии. Юные московские певцы исполняют арии из опер Чайковского, Бородина, Гуно, Верди, Бизе. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская занимаются благотворительностью: открыли детский фонд, который дает средства на детские больницы, на прививки от гепатита; построили родильный дом; в Петербурге оказывают помощь Детской академии. Свой  жизненный путь Вишневская описала в книге «Галина. История жизни».

75 лет назад (1931) родилась Анни ЖИРАРДО, французская актриса

Французская актриса Анни Жирардо Анни Сюзанн Жирардо родилась 25 октября 1931 года  в Париже. Ей не было и девяти лет, когда началась немецкая оккупация, и мать отослала ее к бабушке в Бретань. В детстве Анни всерьез собиралась стать врачом. Ее мать была акушеркой, и Анни, выросшая без отца, всегда и во всем хотела быть на нее похожей. После окончания колледжа Анни даже поступила в школу медсестер, но в то время уже мечтала о карьере актрисы. Как ни странно, мать поддержала ее, и вскоре Анни поступает на актерские курсы, а потом в Консерваторию драматического искусства. Днем она  репетировала на ученической сцене, а вечерами лихо отплясывала канкан в кабаре «Роз Руж» за семнадцать франков в час.В 1954 году она  окончила Консерваторию драматического искусства, и ее  приняли в «Комеди Франсез». Через два  года Анни пишет заявление об уходе «по собственному желанию». В театре ей слишком спокойно, ей же хотелось  пробовать себя в самых разных амплуа, работать в кино. В 1955 году Анни дебютировала в фильме режиссера А.Юнебеля «Тринадцать за столом». Потом она сыграла около дюжины ролей в коммерческих лентах разного жанра («Человек с золотым ключом»,  «Мегрэ расставляет сети», «Пустыня Пигаль»)  Настоящий перелом в творческой судьбе актрисы произошел после встречи с итальянским режиссером Лукино Висконти.  В 1959 году он предложил ей главную женскую роль в театральном спектакле «Двое на качелях» по пьесе У.Гибсона. Настоящая слава пришла к актрисе с ролью Нади в эпохальной картине Лукино Висконти «Рокко и его братья». Позднее Жирардо снималась во множестве фильмов, среди которых «Жить, чтобы жить», «Диллинджер мертв», «Доктор Франсуаза Гайан», «Каждому свой ад», «Нежный полицейский», «Говорите, мне интересно», «Черная мантия для убийцы», «Жизнь продолжается», «Крик в ночи». В 1970-х годах А.Жирардо неоднократно появляется в психологических драмах А.Кайата «Умереть от любви», «У каждого свой ад»,  «Любовь под вопросом». С этого времени она постепенно меняет свое амплуа, переходя от сложных психологических образов к характерным комедийным персонажам. Это фильмы «Старая дева», «Последний поцелуй»,  «Знакомство по брачному объявлению»,  «Доктор Франсуаза Гайян». На Венецианском фестивале в 1965 году Жирардо победила с фильмом «Три комнаты на Манхэттене». В 1976 году она получила главную французскую кинопремию «Сезар» как лучшая актриса за роль в фильме «Доктор Франсуаза Гайан» и в 1995 году - как лучшая актриса второго плана за роль в фильме Клода Лелуша «Отверженные». В начале 1990-х годов Анни Жирардо практически полностью исчезает с экрана. В последние годы она издала две автобиографических книги.  Анни Жирардо не раз бывала в России. Впервые она приезжала в Москву в середине 1960-х годов на съемки фильма «Журналист». Потом приезжала еще несколько раз - на съемки и со спектаклями  «Водопады Замбези», «Мадам Маргарита». 31 октября 2000 года в кинотеатре «Мир Кинотавра» состоялась творческая встреча со знаменитой французской актрисой, открывшая цикл встреч «Звезды мирового кино».

Hosted by uCoz