Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


14 октября


     Русская Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
По преданию, начало празднику положило событие, которое произошло 14 октября 910 года в осажденном сарацинами Константинополе, в Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. Во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, среди молившихся в храме находились блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Подняв очи к Небу, святой Андрей вдруг увидел Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении сонма ангелов и святых. Преклонив колена, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.


     На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется с XII века и относится Русской православной церковью к числу великих. В этот день верующие люди молят о заступничестве, защите от всяких бедствий, ниспослании благодати. По народному календарю Покров связывали с приходом зимы. К этому времени оканчивались все основные сельскохозяйственные работы. До Покрова сельчане берегли засохшие ветки яблони. Считалось, если сжечь их именно в этот день, то всю зиму в доме будет тепло. По тому, какая погода на праздник Богородицы, люди судили о будущей зиме: снег на  Покров - это предвестник снежной и холодной зимы. Кроме того, с 14 октября в деревнях начинали играть свадьбы. В этот день девушки-невесты считали своим непременным долгом сходить в церковь и поставить свечку к образу Богородицы.

REGNUM


     В честь праздника Покрова в России воздвигнуто множество храмов. Самые известные из них - храм Покрова на Нерли (первый Покровский храм на Руси) и замечательный памятник русской церковной архитектуры, один из символов Москвы - храм Покрова на Рву, который называется также храмом Василия Блаженного. Главный его престол освящен именно в честь праздника Покрова, так как в этот день царем Иваном Грозным была взята Казань.

841 год назад (1165) построен Храм Покрова на Нерли
     Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества и вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Храм Покрова на Нерли  по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими  храмами. Он построен в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе погиб молодой князь Изяслав - сын князя Андрея Боголюбского. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Храм  был посвящен празднику Покрова  Богородицы. Место для церкви - пойменный луг при впадении  Нерли  в Клязьму - указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.


     Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный  храм . Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов храм Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли - это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь. Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий - удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава в 1803 году сменила древний шлемовидный купол. Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

REGNUM


     Археологические раскопки позволили установить, что первоначально храм с трех сторон опоясывала открытая белокаменная галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные камни, изображавшие грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов - эмблема владимирской княжеской династии. Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее - движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Но, несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его зодчие. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы складываются в целую систему, декоративную и философскую. Это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.

155 лет назад (1851) в Лондоне основано английское информационное агентство Рейтер - одно из крупнейших информационных агентств мира
     Основатель агентства Рейтер - Пауль Рейтер. Родился в 1816 году в немецком городе Касселе в Центральной Германии. С 13 лет - клерк в банке своего дяди в Геттингене. По некоторым свидетельствам, знал математика и физика К.Ф.Гаусса, успешно завершившего в этот период эксперименты по созданию электрического телеграфа. Видимо, именно тогда у Пауля возникла идея создания телеграфного агентства. В 1844 году в Берлине он основал небольшую издательскую фирму, вскоре обанкротившуюся из-за вмешательства властей, раздраженных публикацией нескольких политических памфлетов. В 1848 году Рейтер переехал в Париж, где работал корреспондентом ряда немецких газет. Тогда же он предпринял первые попытки наладить передачу новостей в режиме телеграфных сообщений. Рейтер начал с передачи сообщений почтовыми голубями между Брюсселем и Аахеном, а затем использовал для этого франко-бельгийскую телеграфную линию. В 1851 году, переехав в Лондон, Рейтер открыл вблизи фондовой биржи столицы Великобритании, тогда мирового финансового центра, телеграфную контору, которая передавала телеграммы, в основном коммерческого содержания. Следующим шагом стала передача политических новостей для некоторых газет Европы. С 1858 года агентство Рейтера стало главным поставщиком новостей информации всем крупнейшим лондонским газетам, включая газету «Таймс». Росту авторитета и популярности агентства «Рейтер» способствовали достоверность и оперативность передаваемой информации. Благодаря агентству Европа в 1859 году прочитала речь Наполеона III, предвещавшую австро-итало-французскую войну, в 1865 году узнала об убийстве Авраама Линкольна.

Первыми международными проектами агентства «Рейтер» стали прокладка собственно кабельной сети до побережья Ирландии и создание сети собственных корреспондентов в США для освещения гражданской войны в стране. Воспользовавшись прокладкой трансконтинентального кабеля под водой, Рейтер распространил деятельность своего агентства на Дальний Восток и другие части света, договорившись о разделе сфер влияния с конкурентами - службами новостей Ш.Гаваса во Франции и Б.Вольфа (1811-1876) в Германии. Ни та, ни другая не сохранили свою торговую марку. Агентство Ш.Гаваса было переименовано к концу второй мировой войны, а агентство Б.Вольфа нацисты экспроприировали еще в 1933 году. В 1871 году князь Саксен-Кобург-Гота Эрнcт ІІ пожаловал Рейтеру титул барона. В 1878 году Рейтер отошел от дел, передав руководство агентством сыну Херберту Рейтеру (1847-1915), который успешно продолжил дело отца. После смерти Херберта агентство перестало быть только семейным предприятием, превратившись в крупнейшую акционерную компанию информационного направления. И в новом тысячелетии Рейтер неизменно пользуется мировым авторитетом за грамотную стратегию построения информационного пространства, за инвестирование в новые направления, возникшие в результате научно-технической революции и стремительных изменений на рынках третьего тысячелетия.

101 год назад (1905) в Париже учреждена Международная авиационная федерация (ФАИ)
     В конце XIX века как в нашей стране, так и за рубежом стали появляться летательные аппараты, совершающие полеты на низких высотах, с небольшими скоростями, дальностью и грузоподъемностью. Но уже к 1904 году энтузиасты сумели свыше 150 раз запустить воздушные шары с самопишущими приборами, которые достигали высоты 14 километров. К 1910 году ученые вместе с конструкторами летательных аппаратов создали фундаментальные теоретические основы воздухоплавания, были приняты на вооружение законы механики, гидромеханики и аэродинамики. В результате самолеты стали более прочными и устойчивыми и совершали полеты на сравнительно больших высотах и продолжительное время. Уже в этот период потребовалось учитывать первые достижения авиации. Ряд государств выступили с инициативой создания международного органа, который должен координировать и учитывать достижения авиации по ее основным летно-техническим и спортивным показателям.

И вот 14 октября 1905 года в Париже была учреждена Международная авиационная  федерация (ФАИ). Учредительный съезд, на котором присутствовали представители восьми государств, в обращении к другим странам указал: «Признавая особую важность авиации, съезд выражает пожелание, чтобы в каждой стране образовалась организация, которая выполняла бы функции регламентации авиационного спорта и популяризации авиации». В настоящее время Международная Авиационная Федерация - международный союз национальных авиационных организаций, групп или клубов. Главная задача - развитие спортивной авиации и космонавтики во всем мире. Разрабатывает и утверждает правила международных соревнований, организует и осуществляет контроль за их проведением, регистрирует авиационные и космические рекорды, вручает разнообразные награды. Финансируется за счет ежегодных взносов государств - членов ФАИ. Официальные языки: английский, французский, русский, испанский.

Российский модельер Валентин Юдашкин43 года назад (1963) родился Валентин Абрамович Юдашкин, кутюрье, дизайнер, художественный руководитель Дома моды «Валентин Юдашкин», народный художник Российской Федерации
     Валентин Юдашкин родился в поселке Баковка Одинцовского района Московской области. В детстве увлекался фигурным катанием и рисованием. В 1986 году закончил с отличием Московский индустриальный техникум, защитив сразу два диплома: «История костюма» и «Макияж и декоративная косметика». Через год на сцене Дома культуры издательства «Правда» показал свою первую коллекцию одежды. В 1988 году создал фирму «Vali - Мода». В 1991 году в первый раз вывез собственную коллекцию от кутюр за границу - на Неделю высокой моды в Париже. Она называлась «Фаберже» и имела огромный успех. В 1993-м году создал форму для олимпийской команды России на зимней Олимпиаде в Лиллехаммере, через два года - для Летних олимпийских игр в США. За годы существования Дома моды Валентин Юдашкин создал больше 20 коллекций от кутюр. Его модели хранятся в Лувре, Государственном историческом музее Москвы, Калифорнийском музее моды и др. Валентин Юдашкин - первый и пока единственный за всю историю российской моды дизайнер, удостоенный чести быть принятым в 1996 году в статусе члена-корреспондента в самую престижную организацию моды - Синдикат Высокой моды Парижа. Это дает право его Дому называться Домом Высокой моды (Haute Couture). Премьерный показ каждой своей новой коллекции Валентин Юдашкин устраивает в Париже, во время Недели Высокой моды. Все годы своего существования Дом моды «Валентин Юдашкин»  занят созданием коллекций класса Haute Couture. За это время были созданы коллекции «Русь изначальная», «Петровский бал», «Фаберже», «Музыка», «Натюрморт», «Фрески», «Екатерина Великая», «Балет», «Райские птицы», «Рождественский сон», «Врубель», «Немое кино», «Русский модерн», «Анна Каренина», «Конец века», «Show me love», «Импрессионисты».

Олег ЛундстремГод назад (2005) умер Олег Леонидович Лундстрем, композитор, дирижер, руководитель Эстрадно-джазового оркестра
     Олег Лундстрем родился 2 апреля 1916 года в Чите. Отец - профессор-физик Леонид Францевич Лундстрем, обрусевший швед. В 1921-1947 годах жил с родителями, служащими КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги) в Китае.
В 1935 году окончил Харбинский музыкальный техникум по классу скрипки. В 1944 году - Шанхайский высший технический центр по специальности «архитектор».


В 1934 году возглавил молодежный джаз-оркестр в Харбине. Выступал на танцевальных вечерах в Харбине, в 1936 году - в Шанхае, в 1937 году - на курорте Циндао. В 1938-1940 годах его коллектив работал в крупнейших танцзалах Шанхая «Мажестик» и «Парамаунт». В 1947 году вместе с оркестром переехал в СССР, где оркестр был расформирован по идеологическим причинам, но продолжал концерты и делал звукозаписи. С 1956 года оркестр Лундстрема существует как концертный эстрадный оркестр, записывается на фирме «Мелодия», участвует в советских и международных джазовых фестивалях. Оркестр Лундстрема, биг-бэнд без струнных,  стал первым советским коллективом, исполнявшим подлинный оркестровый джаз.


В 1981 году Лундстрем полностью отказался от эстрадно-песенных номеров. Его оркестр участвовал в десятках международных фестивалей. Он автор джазовых композиций «Интерлюдия», «Мираж», «Юмореска», «Пролог», «Бухарский орнамент», «В горах Грузии», симфоний сюит, театральной музыки. В оркестре Лундстрема работали известные певицы Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Ирина Отиева. Олег Лундстрем - народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, премии «Триумф»; его имя внесено в Книгу рекордов Гиннесса (бессменный дирижер и руководитель оркестра в течение 65 лет). В 2003 году Лундстрем передал свою дирижерскую палочку Георгию Гараняну. Скончался Олег Леонидович Лундстрем в ночь на 14 октября 2005 года на даче в Подмосковье. Согласно его завещанию, похоронен на кладбище в подмосковном дачном поселке Соколовка Щелковского района.

Hosted by uCoz