Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


Великий Огюст Роден впервые предстанет в Москве

К 140-летию Анны Голубкиной приурочена выставка "Встреча через столетие: Роден, Голубкина, Клодель" - во вторник ее открывает Государственная Третьяковская галерея /ГТГ/.

В честь юбилея блистательного русского скульптора в Москву из Парижа впервые привезены работы великого Огюста Родена и его любимой ученицы - француженки Камиллы Клодель, ровесницы Анны Голубкиной.

Проект объединил три старейших музея России - Третьяковку, в чьи "владения" входит Музей-мастерская Анны Голубкиной на Садовом кольце, Пушкинский и Музей Льва Толстого, где также хранятся работы героев выставки. Не менее знамениты гости из Парижа: впервые свои экспонаты предоставили две национальные сокровищницы Франции - Музей Родена и Музей Орсэ. Помощь оказал и давний партнер Третьяковки - Фонд Пьера Джанадда из Швейцарии.

Выставка стала первым этапом сотрудничества Третьяковки с Музеем Орсэ, где вскоре покажут русскую живопись, сообщили РИА "Новости" в ГТГ.

Соседство трех несхожих, обладавших острой индивидуальностью мастеров в одной экспозиции объясняется не только единой для них эпохой, но и той ролью, какую Роден сыграл в судьбе обеих своих учениц, и прежде всего - художницы из России, в 1890-е годы приезжавшей в Париж овладевать ремеслом скульптора.

Казалось бы, Анна Голубкина /1864-1927/ не нуждается в долгом представлении. Она входит в число знаменитых российских художников, ее работы стали символом возрождения русской скульптуры в начале ХХ века после долгой эпохи упадка. Столь же ярким, как символ обновления искусства в Серебряный век - Художественный театр, вход в который венчает голубкинский барельеф "Волна /Пловец/". Но и в творчестве этого мастера еще немало тайн, что докажет небольшая, всего в 30 скульптур, но емкая "русская" часть экспозиции.

Рядом с хрестоматийными произведениями Голубкиной - "Огонь", "Старость", ваза "Туман", "Марья", "Нина", портреты Саввы Морозова, Алексея Ремизова и Андрея Белого, "Березка" - размещены не столь известный портрет секретаря Льва Толстого - писателя В.Черткова, равно как и новое приобретение ГТГ - "Портрет А.О.Гунста".

На выставке и в сопровождающем ее каталоге освещен важный этап профессионального становления Голубкиной, связанный с Парижем. В столицу Франции ее привело стремление получить ответы на многие вопросы, каких не давало обучение в Москве и Петербурге. В 1897 году художница решила, что ее учителем должен стать не кто иной, как Огюст Роден, вскоре познакомилась с ним и начала посещать его мастерскую в Париже.

Поначалу Роден давал ей советы и "домашние задания", которые москвичка затем привозила на просмотр мэтру. Но спустя недолгое время Голубкина решилась, вопреки рекомендациям Родена, самостоятельно делать "большую фигуру". Моделью ей послужила бывшая натурщица Родена, старая итальянка, а созданная работа - "Старость" - вместе с двумя другими была принята на Весенний салон 1899 года и удостоилась бронзовой медали Академии литературы и искусства Прованса.

Таким образом, первый профессиональный успех и признание к Голубкиной пришли именно в Париже, став началом независимого творческого пути. Вслед за этим, в том же году, она вернулась в Россию, где начала работать активно и плодотворно.

Если творческая манера и главные шедевры Родена /1840-1917/ россиянам известны хотя бы отчасти, то его ученицу Камиллу Клодель /1864-1943/ мало знают даже на Западе. Правда, широко известен бюст Родена ее работы - с этим портретом великий скульптор никогда впоследствии не расставался. Однако его мастерскую талантливая ученица и помощница покинула в том самом 1897 году, когда брать уроки пришла к Родену бунтарка Голубкина.

Двух женщин, до такой степени разных, насколько могут быть непохожи русская крестьянка и французская аристократка, сближает не только тяга к мужской профессии, какой исстари считалось ремесло ваятеля /в ХХ веке это правило будет опровергнуто прежде всего россиянками/. Им обеим, Голубкиной и Клодель, присущи жажда обновления и беспрестанные поиски истины. А также неуемный темперамент и серьезность в отношении к избранному делу.

По иронии судьбы, Клодель вошла в историю не столько благодаря своим великолепным работам, которые высоко ценил автор "Бальзака" и "Граждан Кале", сколько в силу романтических отношений с Роденом, продлившимся недолго, но наложившим отпечаток на всю ее дальнейшую судьбу.

По словам самого Родена, обладающая "талантом размером с Марсово поле", она так и осталась в тени своего учителя, признававшего, что "она еще не оценена по достоинству".

Ярко одаренная ровесница Анны Голубкиной была сестрой выдающегося писателя и дипломата Поля Клоделя, в дальнейшем - члена Французской Академии. На выставке демонстрируется пять произведений Камиллы Клодель, включая бюст Родена и ее программную работу "Зрелый возраст".

Работ Родена будет показано больше: 15 скульптур и 9 рисунков. Среди них - хорошо знакомые россиянам композиции из цикла "Врата ада" /"Адам и Ева" и "Поцелуй"/, а также хранящиеся в Париже эскизы статуи "Бальзак", которую автор считал апофеозом своего творчества, а современники отвергли.

Влияние французского скульптора, открывшего путь всей без исключения современной пластике, на своих последователей, да и на искусство своего времени в целом, должны проиллюстрировать работы Анны Голубкиной с одной стороны, и Камиллы Клодель - с другой. В наследии всех трех мастеров причудливо переплелись стилистические направления, уживавшиеся на рубеже XIX и ХХ веков, - романтизм, реализм, импрессионизм, символизм и модерн.

REGNUM
REGNUM

Hosted by uCoz