Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


Раритетный пейзаж Карла Брюллова станет доступен посетителям Третьяковской галереи

Новое приобретение Третьяковки - раритетный пейзаж Карла Брюллова "Вид форта Пику на острове Мадейра", найденный в зарубежном частном собрании, - займет место в стенах музея.

В пятницу в Государственной Третьяковской галерее /ГТГ/ холст Карла Брюллова /1799-1852/ торжественно внесут в постоянную экспозицию, сообщила РИА "Новости" заместитель директора ГТГ Лидия Иовлева.

Картину поместят в зал, где уже экспонируются два десятка творений прославленного русского художника.

Летом 2003 года Третьяковская галерея приобрела картину, обнаруженную сотрудником ГТГ в 2000 году на острове Мадейра /Португалия/.

Задумав купить картину, Третьяковка два года вела переговоры с ее владелицей Маргаритой Лемуш Гомеш, стремясь не разглашать тайны, поскольку опасалась конкурентов - частных коллекционеров. Иовлева отметила, что картину прежде никогда не видела широкая публика. Долгие годы о ней не знали даже специалисты, хотя предполагали о ее существовании - по аналогии с другими работами мастера и по сведениям из литературы.

После того, как брюлловский "неведомый шедевр" привезли в Москву из Португалии, на несколько месяцев его передали в руки реставраторов Третьяковки. Они очищали холст от загрязнений и укрепляли его основу - за полтора века хранения в частном доме он буквально почернел от копоти, стал дряхлым и неровным. Когда картину вынули из рамы, с одной стороны обнаружился износ полотна - так называемая "бахрома".

Реставраторы продублировали холст, ликвидировали все повреждения. Как сообщила Иовлева, в музее подобрали и новую раму для картины.

Профессионалы тщательно изучили пейзаж, исследовали состав красок. Хотя после выездной экспертизы, проведенной специалистами из ГТГ еще в Лиссабоне, куда его специально привозила прежняя владелица, никто не сомневается в подлинности раритета. Руку автора "Последнего дня Помпеи" подтвердили ездившие на эту встречу в Португалию специалисты по живописи ХIХ века - научные сотрудники ГТГ Ольга Алленова и Иоланта Ломизе.

Стоит отметить, что картина Брюллова вызвала долгие споры. Ведь это не привычный портрет или исторический сюжет, а образец редчайшего в творчестве Великого Карла обращения к жанру пейзажа, к тому же не известный никому в России на протяжении полутора веков.

Найти "Вид форта Пику на острове Мадейра" посчастливилось в августе 2000 года сотруднику ГТГ Елене Бехтиевой. И обнаружен этот холст на том самом острове в Атлантике, где был написан, - туда искусствовед отправилась в надежде изучить "португальский период" творчества Брюллова. "Пейзаж переходил от поколения к поколению, но никогда не покидал Мадейру", - подчеркнула Бехтиева в интервью РИА Новости.

Как известно, работ Карла Брюллова в Третьяковке немало: только живописных - свыше полусотни. А небольшой /65х77см/ вид на горные хребты с расположенной у их подножия крепостью Пику, написанный с натуры, сам автор считал незаконченным. Тем не менее, находку сочли особой ценностью, открывающей новые грани дарования автора: ведь прежде считалось, что Брюллов не писал пейзажей маслом, а только акварелью. Здесь же присутствует и характерная для Брюллова гамма цветов - золотисто-коричневый и темно-вишневый, а также присущая ему экспрессивность живописного мазка.

"Особенно впечатляет в картине романтический мотив двойного освещения, когда на закатное розовеющее небо наплывает темная сизая туча", - отмечают искусствоведы.

У скромного, но выразительного пейзажа - особый "аромат подлинника", весьма ценимый в наши дни, когда на арт-рынке, вне музеев, остается все меньше подлинных картин великих мастеров. И собственная история не без привкуса романтики. Она связана с тем, как живописец попал из Петербурга на Мадейру.

В 1836 году Брюллов с триумфом вернулся в Россию из поездки в Италию: автора полотна "Последний день Помпеи", уже показанного в Европе, буквально на руках вносили в здание Академии художеств, где не было отбоя от желающих учиться в его классе. Заказы на портреты и исторические картины он получал непосредственно от императора, но чувствовал себя в Петербурге неуютно из-за оков официальной службы.

После долгой, полной успехов и приключений жизни под знойным небом Италии, полюбившейся ему, Брюллов провел на родине 14 лет и был рад вновь вырваться в Европу. К несчастью, "пропуском на выезд" послужила тяжкая болезнь - аневризма, она-то в конце концов и явилась причиной смерти художника.

Покинув брега Невы в апреле 1849 года, в августе он прибыл на Мадейру. Португальский остров близ побережья Африки славится зимними курортами, мягким климатом и вином - ароматной и терпкой мадерой. На склонах потухшего вулкана растут виноград, который считают целебным, и множество экзотических цветов. Из главного города Мадейры, Фуншала, хорошо видна мощная крепость на вершине, возведенная англичанами в XVI столетии Fortaleza do Pico, многократно изображенная художниками. Старый форт вдохновил и Брюллова - он не поскупился на яркие краски в эскизе, который писал исключительно "для себя".

Прожив на гористом острове до мая 1850 года, измученный болями художник направился в Барселону, а оттуда - в Рим, к месту своего последнего пристанища. А пейзаж маэстро из России оставил в подарок своему лечащему врачу Антониу Алвешу Гомешу да Силва.

Можно задаться вопросом, почему Брюллов не взял картину с собой в отличие от других работ, сделанных на Мадейре. Считал ли ее случайной или неудачной, хотел ли отблагодарить нового друга?

К слову, болезнь не помешала художнику немало написать и на Мадейре: это портреты княгини Анны Багратион, Ломоносова или замечательные "Всадники" - акварельный портрет четы Мюссар. Почти все эти поздние вещи сейчас находятся в российских музеях.

Вплоть до середины 1950-х годов - более столетия - пейзаж хранился на острове Мадейра, в семейном собрании наследников Алвеша да Силва, вместе с портретом доктора, тоже принадлежащим кисти Брюллова. Так утверждает обладательница картины, которая помнит картину буквально с младенчества. Полвека назад две работы русского живописца оказались разлучены: "Вид форта Пику" снова был подарен, и снова медику /на этот раз лечившему потомков личного врача Брюллова/, отцу его последней владелицы.

Сама она говорила "третьяковцам", что ни за что бы ни рассталась с этим пейзажем, если бы не финансовые трудности. Поначалу госпожа Лемуш Гомеш оценила реликвию в 400 тыс евро - словно в подтверждение того, как славится своим богатством Россия.

Можно предположить, что эта находка не закроет тему поисков нового в творчестве Карла Брюллова. Безусловно, главное в его наследии сосредоточено в России - в Русском музее и Третьяковке, которая, в свою очередь, получила эти полотна, рисунки, акварели из Румянцевского музея, закрытого в 1925 году. По словам Иовлевой, еще ряд работ Брюллова находится в Пушкинском музее, в музеях российской провинции и у частных коллекционеров.

Однако Карла Брюллова знают и на Западе. И не только потому, что он окончил свои дни в Риме, где и похоронен. Еще при жизни ему заказала автопортрет флорентийская галерея Уффици: там есть особая галерея автопортретов выдающихся художников, но среди них образов россиян чрезвычайно мало. Отдельные работы Великого Карла хранятся в других музеях и частных собраниях Италии. И, прежде всего, у семейства Титтони, в чьем доме Брюллов провел свои последние дни и умер /там до сих пор все сохраняется, как при жизни мастера, добавились только рисунок кисти Корниенти "Брюллов на смертном одре" и бюст художника, выполненный итальянцем Страцци/.

Несколько работ великого россиянина есть в музеях и частных коллекциях Германии, Франции, Великобритании.

REGNUM
REGNUM

Hosted by uCoz