Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


27 мая. День в истории

Санкт-Петербург (Петроград в 1914-1924 годах, Ленинград  в 1924-1991 годах) - второй по величине после Москвы город России, культурный центр мирового значения, морской порт, административный центр Ленинградской области. Строительство города началось 27 мая 1703 года на небольшом Заячьем острове на реке Неве при впадении ее в Балтийский залив. Петр 1, основавший Петербург, ставил своей целью модернизацию экономики России, установление тесного экономического, культурного и технического взаимодействия с более развитыми странами Европы. Санкт-Петербургу, ставшему с 1712 года столицей государства Российского (был столицей в 1712-1728 и 1732-1918 годах) отводилась особая роль научного, культурного, промышленного, транспортного центра. Санкт-Петербург развивался по строго продуманному плану, который был окончательно разработан к 1712 году. К строительству города привлекались известные русские и иностранные архитекторы, творения которых позволяют считать Санкт-Петербург одним из самых красивых в мире. Впечатляющие архитектурные ансамбли, великолепие дворцов и соборов, красивые мосты через многочисленные реки и каналы, широкие улицы и большие площади, неповторимая гармония и строгое совершенство архитектуры разных эпох, разных стилей - все это придает Санкт-Петербургу особое очарование и своеобразие. Одно из своих названий - «Северная Венеция» - город получил за счет своего расположения на 42-х островах, 99 каналах и притоках Невы, которые органично вписались в план города и задали масштаб и направление основным его проспектам. Выдающиеся архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга - комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним Дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов (бывшая Сенатская) с памятником Петру I («Медный всадник») и Исаакиевским собором, ансамбль Невского проспекта - Казанский собор, улица зодчего Росси и площадь Островского с Санкт-Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок. Пригороды Санкт-Петербурга - Петродворец, Павловск, Пушкин, Гатчина, Ораниенбаум, созданные как парадные загородные резиденции русских царей и придворной знати, стали замечательными памятниками-музеями пейзажного и садово-паркового искусства и строительства.

REGNUM

1840 - умер Никколо Паганини

1840 - умер Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и композитор.
Никколо Паганини родился в 1782 году в семье мелкого торговца. Одиннадцати лет выступил с самостоятельным концертом в Генуе (среди исполненных произведений - собственные вариации на французскую революционную песню «Карманьола»). В 1797-1798 годах концертировал по Северной Италии. В 1801-1805 годах жил в Тоскане, Генуе, в 1805-1808 годах служил при дворе в Лукке. С 1808 года всецело посвятил себя концертной деятельности. С 1828 года выступал во многих европейских странах. Личность Паганини была окружена фантастическими легендами, чему способствовали своеобразие его «демонического» Скрипкаоблика и романтические эпизоды биографии. Полжизни великого итальянского скрипача обвиняли в сговоре с самим сатаной. Злопыхатели не смогли простить ему слишком виртуозной игры. Распускались слухи, будто бы руками Паганини во время исполнения управляет дьявол, а маэстро в обмен на это завещал ему свою душу после смерти. Католическое духовенство преследовало Паганини за антиклерикальные высказывания, сочувствие движению карбонариев. После смерти Паганини в мае 1840 года папская курия не дала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах Паганини был перевезен в Парму. Никколо Паганини - скрипач и композитор, имя которого стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве, один из основоположников музыкального романтизма. Он увлекал слушателей яркими поэтическими образами, полетом фантазии, драматическими контрастами, виртуозностью. В его искусстве так называемого свободного фантазирования проявились особенности итальянского народного импровизационного стиля. Первым из скрипачей применил в концертной практике игру наизусть. Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Паганини был и крупнейшим композитором. Особенно популярны его «24 каприччо» для скрипки соло, два концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары. Многие скрипичные произведения величайшего скрипача обработаны Ф.Листом, Р.Шуманом, И.Брамсом, С.Рахманиновым. Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести «Флорентийские ночи».

REGNUM

1871 - родился Жорж Руо

1871 - родился Жорж Руо, французский живописец и график, постимпрессионист.
Родился в Париже 27 мая 1871 года. В юности обучался у мастера витражной живописи; тогда впервые проявились его необычные художественные способности. Учился в Школе изящных искусств, где был любимым учеником Гюстава Моро. Собственный стиль художника, сформировавшийся к 1905 году, замечателен своей мощью и энергией. Воспринимая жизнь как зловещую, полную отчаяния трагикомедию, используя острый гротеск форм (резкий контурный рисунок, контрасты сияющих и сумрачных цветовых пятен, пастозное письмо), Руо придавал многим своим образам мистико-символический или религиозно-экзальтированный смысл (серии: «Судьи», «Осужденные», «Клоуны», «Короли», «Распятия», «Страсти Христовы», фантастические пейзажи). К числу самых трагических образов Руо принадлежит «Спас Нерукотворный». Почти в течение всей второй мировой войны Руо работал над одной из наиболее мрачных из свои композиций - «Homo homini lupus». «Бегство в Египет» - картина столько же евангельская, сколько и пейзажная, где персонажи предстают на фоне царственно прекрасной природы. Над своими произведениями Руо работал очень долго, зачастую более двадцати лет. В 1947 году он сжег 313 своих картин, которые счел плохими. Среди графических работ мастера выделяется серия «Мизерере и война» (1916-1927), а также цветные гравюры 1930-х годов. Умер Руо в Париже 13 февраля 1958 года.

1910 - умер Роберт Кох

Роберт Кох 1910 - умер Роберт Кох, немецкий микробиолог, один из основоположников современной бактериологии и эпидемиологии.
Роберт Кох родился родился в 1843 году. Окончил Геттингенский университет. В 1872-1880 годах работал санитарным врачом в Вольштейне (Польша), где организовал домашнюю лабораторию и провел свои первые микробиологические исследования. В 1885-1891 годах - профессор Берлинского университета и директор института гигиены. Директор института инфекционных болезней в Берлине (1891-1904), названного позже его именем. Основные работы Коха посвящены выявлению микроорганизмов - возбудителей инфекционных болезней и разработке методов борьбы с ними. С этой целью Кох предпринял экспедиции в Египет, Индию. Впервые получил чистую культуру ранее открытой сибиреязвенной бациллы, чем доказал ее способность образовывать споры, и объяснил пути распространения сибирской язвы. Величайшего триумфа Кох достиг 24 марта 1882 года, когда объявил о том, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулез. В то время это заболевание было одной из главных причин смертности. Кох приготовил вакцину из ослабленных бактерий туберкулеза, но предупредить заболевание с помощью этой вакцины ему не удалось. Вакцина эта под названием туберкулина до сих пор применяется как вспомогательное средство при диагностике туберкулеза. Прививка против туберкулеза была найдена только через несколько лет после смерти Коха, но это никак не уменьшает важности открытия и заслуг Коха в деле борьбы с туберкулезом. Он не только открыл палочки туберкулеза, но и доказал, что определенные виды бактерий всегда вызывают определенную болезнь. Кроме того, Кох разработал метод селекции отдельных видов бактерий и их культивации в искусственных средах. За эти достижения в 1905 году Роберт Кох был удостоен Нобелевской премии, а открытые им бактерии получили название «палочек Коха».

1766 - умер Иван Иванович Ползунов

1766 - умер Иван Иванович Ползунов, теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя.
Иван Ползунов - выдающийся изобретатель, создатель первого в мире пароатмосферного двигателя для приведения в действие заводских механизмов. Родился в Екатеринбурге в 1728 году в семье солдата. Окончил словесную школу, затем перешел в арифметическую, но еще до окончания ее, как один из лучших, был определен в «механические ученики» к механику Никите Бахореву. С начала 1747 года Ползунов - гиттеншрейбер (плавильный писарь) на Барнаульском сереброплавильном заводе. Одновременно привлекался для выполнения различных поручений: выбора места и строительства Красноярской пристани на Чарыше, чертежных работ, выявления причины брака на Барнаульском стекольном заводе. Настойчиво просил предоставить возможность обучаться горному и плавильному делу, практиковался в качестве смотрителя за работой плавильщиков на Барнаульском заводе, изучал горное дело на Змеиногорском руднике, где построил «пильную мельницу» (лесопилку). В 1759 году произведен в шихтмейстеры - первый офицерский чин, дающий право на дворянское звание. С 1761 года - на Колыванском заводе «у прихода и расхода денежной казны», с апреля 1762 года - «у лесных и куренных дел» на Барнаульском заводе. Занимаясь самообразованием, стал одним из самых технически грамотных офицеров Колывано-Воскресенских заводов. Горнозаводские производственные процессы того времени находились в полной зависимости от водяного колеса, основного источника энергии. Задавшись целью «водяное руководство пресечь», Ползунов в апреле 1763 года представил начальнику заводов А.И.Порошину проект «огненной машины». Идею пароатмосферного двигателя он взял из книги И.Шлаттера «Обстоятельное наставление рудному делу...» (1760). Но двигатель Ползунова коренным образом отличался от английских двигателей Севери и Ньюкомена. Те были одноцилиндровые и пригодны лишь для откачки воды из шахт. Двигатель Ползунова - двухцилиндровый, непрерывного действия, мог подавать дутье в печи, откачивать воду. В дальнейшем изобретатель рассчитывал приспособить его и для других нужд. Проект был представлен в Кабинет, о нем доложили Екатерине II. Она распорядилась произвести Ползунова в «механикусы с чином и званием инженерного капитан-поручика», наградить 400 рублями и, по возможности, направить на учебу в Академию наук. Шлаттер, которому проект был дан на отзыв, хотя и высказал ряд неверных положений, однако признал, что «сей его (Ползунова) вымысел за новое изобретение почесть должно». В апреле 1764 года по решению Канцелярии Ползунов приступил к строительству машины, в 15 раз более мощной по сравнению с проектом 1763 года, она должна была обслуживать дутьем 10-12 печей. Несмотря на увеличение расходов, руководство округа работы поддержало. Местом для строительства определили стекольный завод (в верховьях пруда); котел, цилиндры и другие крупные детали делались в одном из цехов сереброплавильного завода. Строительство большой машины (высотой около 11 метров), не опробованной даже на модели, без специалистов, ряда нужных станков потребовало огромного напряжения сил. 12 марта 1766 машина была построена, в апреле началась кладка трех плавильных печей около нее. 28 мая 1766 года Ползунов скончался от чахотки, не дожив одной недели до начала испытаний. Они проводились под руководством его учеников. 7 августа машина дала первое дутье и работала с небольшими перерывами до 10 ноября, окупив за это время расходы на ее постройку. 10 ноября у нее прогорел котел, больше он не восстанавливался. Решено было, что «пущать ее в действо, по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается». Конечно, машина оказалась ненадежной в эксплуатации, но главная причина в том, что эра механизированного промышленного производства в России еще не наступила. Ползунов опередил свой век. Простояв без действия 15 лет, машина была разобрана, а имя Ползунова, «мужа, делающего честь своему Отечеству», было надолго забыто даже на Алтае. Ныне именем Ползунова названы в Барнауле улица и Алтайский технический университет, близ которого в 1980 году установлен памятник изобретателю (скульптор И.Д. Бродский). Именем Ползунова названы Колыванский камнерезный завод, железнодорожная станция (у поселка Южный), котлотурбинный НИИ в Петербурге, горно-металлургический техникум в Екатеринбурге, один из океанских теплоходов.

2001 - умер Николай Николаевич Еременко-младший

Николай Еременко 2001 - умер Николай Николаевич Еременко-младший, киноактер, народный артист России.
Николай Еременко родился 14 февраля 1949 года в Витебске. В 1971 году окончил ВГИК (актерская мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). После окончания института стал актером Театра-студии киноактера. С 1976 года - актер студии имени Горького. Известность приобрел после показа в 1977 году по телевидению многосерийного фильма Сергея Герасимова «Красное и черное». Снимался в фильмах «У озера», «Крушение империи», «Возврата нет» (1973), «Вечный зов»,  «Трактир на Пятницкой», «Пираты ХХ века», «В начале славных дел», «Эскадрон гусар летучих», «Юность Петра»,  «Медный ангел», «В поисках капитана Николай Еременко Гранта» ( «Царская Охота», «Я объявляю вам войну», «Белые ночи» «Сын за Отца...» и многих других. После фильма «Пираты XX века» признан по опросу журнала «Советский экран» лучшим актером 1981 года. В 1980 году Николай Еременко стал лауреатом премии Ленинского комсомола. В 1994 году ему было присвоено звание народного артиста России. В феврале 2001 года стал советником по культуре посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Готовил авторскую программу «Наш дом» на телеканале «Культура». Скончался от инсульта 27 мая 2001 года. Согласно завещанию похоронен в Минске, на Московском кладбище, рядом с могилой отца, народного артиста СССР Н.Н.Еременко. В 2002 году учреждена премия имени Николая Еременко.

Hosted by uCoz