Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


5 мая

     Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 года на острове Корсика, в семье небогатого корсиканского дворянина. Был вторым сыном в семье. В 1784 году окончил Бриеннское военное училище и перешел в Парижскую военную школу (1784-1785). Начал службу в октябре 1785 года в чине младшего лейтенанта артиллерии. В 1792 году вступил в Якобинский клуб. В 1793 - отличился в сражении против англичан при Тулоне и был произведен в бригадные генералы. В 1795 году командовал парижским гарнизоном при подавлении монархистского мятежа 13 вандемьера (5 октября). C 1796 по 1797 год являлся главнокомандующим французских войск в Италии, одержав ряд блестящих побед. В 1798 - 1799 годах возглавил экспедицию в Египет и Сирию. 9-10 ноября 1799 (18-19 брюмера VIII года)  Наполеон  произвел переворот, в результате которого власть директории была заменена властью консулов. Был избран «первым» консулом» на 10-летний срок (являлся таковым в 1799-1804 годах). С 1802 года - пожизненный консул. В 1801 году были восстановлены права католической церкви, утраченные ею в период революции: конкордат, заключенный с римским папой, обеспечил  Наполеону  поддержку католической церкви. В 1804 году плебисцитом был избран императором и коронован папой Пием VII. При императоре Наполеоне были разработаны гражданский, коммерческий и уголовный кодексы. Гражданский кодекс - кодекс  Наполеона - обеспечивал его личную власть. Введена строгая централизация административного аппарата. Для хранения золотого запаса и бумажных денег в 1800 году был учрежден государственный Французский банк. Была также централизована система сбора налогов, создана система средних школ - лицеев, высшие учебные заведения - Нормальная и Политехническая школы. Была создана разветвленная полицейская система, включающая тайную службу. Из 173 парижских газет 160 были закрыты, а остальные поставлены под контроль правительства. В 1805 году Наполеон  I был признан королем Италии. В 1805 году одержал победы при Ульме и Аустерлице (битва трех императоров) над армиями коалиции, состоявшей из Австрии, России, Англии и др. В 1806 году основал Рейнский союз. В 1807 году разбил русские войска под Фридландом и принудил Россию к Тильзитскому миру, сделавшему  Наполеона  властелином Германии. В 1812 году Наполеон предпринимает поход на Россию, окончившийся его полным поражением и явившийся началом крушения империи. В марте 1814 года союзные войска вступили в Париж, что заставило  Наполеона  отречься от престола (6 апреля 1814). Союзники-победители сохранили  Наполеону титул императора и отдали ему во владение остров Эльба. В 1815 году Наполеон вернулся во Францию, где царствовал «сто дней» (20 марта - 22 июня 1815). После поражения при Ватерлоо, 22 июня 1815 года Наполеон  вторично отрекся от престола и был сослан на остров св. Елены в Атлантическом океане, где и умер 5 мая 1821 года. В 1840 году прах  Наполеона был перевезен в Париж, в Дом инвалидов.

REGNUM

В Японии отмечается Праздник мальчиков («Танго-но сэку»)
     Праздник мальчиков традиционно отмечается в Японии 5 мая. Раньше он отмечался не по солнечному, а по лунному календарю, в пятый день пятой луны. Соответственно, другие названия этого праздника - «Танго-но сэкку», или «Праздник первого дня лошади» (день лошади приходился на пятый день пятой луны; белая лошадь исстари считалась у японцев священным животным, почитавшимся в синтоизме) и «Сёбу-но сэкку» («Праздник ириса», поскольку примерно в это время цветут ирисы). Праздник мальчиков сложился под влиянием самурайских традиций и обычаев к началу XVII века на основе старинного праздника, во время которого придворные императора демонстрировали свое искусство в фехтовании на мечах и стрельбе из лука. К этому празднику в домах, где росли сыновья, устанавливали ступенчатую  горку, покрытую зеленым или синим сукном. На самом верху помещалась кукла, изображающая самурая в полном воинском облачении, или  выставлялись доспехи. Ниже располагались различные символические  предметы и кукольные изображения прославленных героев. Многие из этих воинов - вполне реальные, хотя и мифологизированные, персонажи: императрица Дзингу, прославившаяся походом в Корею, император Дзимму, Тоётоми Хидэёси, Токугава Ёсицунэ и т.д. Теперь к ним добавляются и модели судов, зданий и прочие игрушки, любимые мальчишками. Такие куклы напоминали мальчикам о том, что те должны расти храбрыми, сильными, верными долгу и чести, то есть быть настоящими самураями. В эпоху Эдо (1603-1868) этот праздник распространился в городской среде, сохранив свой воинственный дух и атрибутику. Самый известный атрибут Дня мальчиков - это кои-нобори, бумажные или матерчатые изображения карпов, которых вывешивают на шесте перед домом. Размеры этих карпов весьма внушительные - до девяти метров и более, в зависимости от возраста детей (самые маленькие - в честь детей помладше, самые длинные - в честь старших). Карпов вывешивают столько, сколько в доме мальчиков. С древних времен известна легенда о несгибаемом карпе, который пробился сквозь бурные воды к истокам священной реки и в результате стал мощным и мудрым драконом. По другой легенде, некий дух в виде карпа покровительствовал императрице Дзингу во время ее похода в Корею. Легенда гласит, что, когда японский флот пересекал пролив, карп выскочил из волн и указал кораблям путь к корейским берегам. С тех пор карпа почитают как божество. Мальчикам дарят подарки - раньше это были традиционные куклы, изображающие воинов, а сейчас чаще всего просто игрушки. Еще во многих районах существует обычай в этот день запускать бумажного змея. Дома готовят специальную еду: тимаки (рисовые колобки, завернутые в листья ириса или бамбука) - символ здоровья и стойкости, касива-моти (рис, завернутый в дубовые листья) - символ долголетия, сэкихан (рис, сваренный с красными бобами) - символ здоровья.

REGNUM

115 лет назад (1891) в Нью-Йорке открылся концертный зал «Карнеги-холл»
     «Карнеги-холл» - один из самых известных концертных залов мира. Сооружен по проекту архитектора Уильяма Барнета Татхилла как основная концертная площадка для выступления оркестра и хора Нью-Йоркского ораториального общества под управлением В.Дамроша. Помощником Татхилла был Владимир Столешников, американец русского происхождения, проживавший в те годы в Нью-Йорке. Строительство началось 1890 году. Вклад известного промышленника и филантропа Эндрю Карнеги (1835-1919) в строительство здания составил два миллиона долларов, примерно десятую часть от общей стоимости строительства. «Карнеги-холл» открылся 5 мая 1891 года концертом, в котором в качестве дирижера принял участие П.И.Чайковский. Этот зал не имеет своего оркестра, поэтому ежегодно на его открытие приглашаются всемирно известные симфонические коллективы (впервые в истории «Карнеги-холла» его очередной концертный сезон в сентябре 2005 года открыл российский оркестр - Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова). До 1898 года концертный зал официально назывался «Мюзик-холл», позже получил нынешнее название в честь Эндрю Карнеги, владевшего залом до 1925 года. С первых лет «Карнеги-холл» стал важнейшим центром концертной жизни США. Приглашение выступить в «Карнеги-холл» - высшая награда для артиста. Знаменитая сцена видела самых великих музыкантов - здесь выступали А.Дворжак, А.Тосканини, Г.Малер, Р.Штраус, С.В.Рахманинов, Э.Карузо, Ф.Крейслер и лучшие американские артисты. До 1962 года «Карнеги-холл» являлся постоянным местом выступления Нью-Йоркской филармонии. В начале 1960-х годов в связи с постройкой «Линкольн-центра» «Карнеги-холл» предполагалось снести, но протесты общественности вынудили власти Нью-Йорка приобрести зал и основать для управления им специальное общество. После ремонта зал открылся в 1962 году. На эстраде зала проходят не только симфонические и камерные концерты, но и эстрадные представления, выступления джазовых музыкантов, ставятся оперы в концертном исполнении. Здание «Карнеги-холла» включает два зала - большой и малый «Реситал холл» для выступления камерных ансамблей, а также молодых артистов. Большой зал «Карнеги-холл» отличается высокими акустическими достоинствами. В здании «Карнеги-холла» расположено также около 200 помещений (ателье, студии и др.), занимаемых художниками, скульпторами и музыкантами Нью-Йорка. В 1987 году «Карнеги-холл» открылся после реставрации, которая продолжалась более семи месяцев..

88 лет назад (1918) умер Нико ПИРОСМАНАШВИЛИ (Пиросмани), художник-самоучка, вошедший в число лучших мастеров мирового «наивного искусства»
     Родился Нико Пиросмани в селе Мирзани, в Восточной Грузии. В двадцатилетнем возрасте пришел из родного села в Тбилиси (Тифлис) и несколько лет работал слугой в доме зажиточных армянских торговцев, занимаясь в свободное время живописью. Вместе со своим другом, таким же художником-любителем, основал мастерскую по изготовлению вывесок, однако эта затея не удалась. В начале 1890-х годов работал в Управе Закавказской железной дороги кондуктором на местных поездах, позднее  торговал молоком и молочными продуктами в своей лавке, которую вскоре продал. Принято считать, что точку в его коммерции поставила французская актриса Маргарита, которая не отвечала ему взаимностью, но и не отвергала. Однажды, в свой день рождения, она проснулась и увидела, как к ее дому стекаются арбы с цветами, и мир превращается в миллион алых роз. Говорят, что она нежно поцеловала Нико, но, испугавшись такого сильного чувства, на следующий день сбежала. Когда Пиросмани спрашивали о личной жизни, он всегда отвечал одно и то же: «Одиноким я пришел в этот мир, одиноким и умру». После продажи молочной лавки Нико Пиросмани стал зарабатывать на скудное пропитание рисованием картин и вывесок для кабаков, трактиров, мясных и  молочных лавок, постоялых дворов и винных погребков. Материалом для живописи служили клеенка, жесть, картон, краски собственного изготовления. Художник со свойственным ему непосредственным, наивно-поэтическим видением мира создал неповторимый, полный очарования мир сельской Грузии и старого Тифлиса. Рисовал горожан, мелких торговцев и ремесленников, крестьян, а также пейзажи, натюрморты, животных. Его «открыли» весной 1912 года, когда из Петербурга в Тифлис на каникулы прибыли молодые художники братья Кирилл и Илья Зданевичи и француз Михаил ле Дантю. Друзья искали в живописи новые пути и приехали открывать в Грузии народное искусство. Искать пришлось недолго. В первом же трактире на привокзальной площади их ожидала целая галерея поразительных картин: животные с человеческими глазами, удивительные жанровые сценки, застолья, Шота Руставели и царица Тамара. Зданевичи и Дантю увезли из Грузии 85 картин художника. Впервые его работы были показаны на выставке «Мишень», организованной одним из основоположников русского авангарда Михаилом Ларионовым в Москве в 1913 году. Последние годы жизни Пиросмани провел в нищете. Очевидец его последних минут вспоминает: «Весной 1918 года Пиросмани  вошел в подвал на Молоканской  улице, где жил, и лег спать на пол. Он был уже болен. Через три дня случайно я сошел вниз и в  темноте увидел лежащего человека. Клетушка была завалена битым кирпичом и опилками. Не узнав его, крикнул: «Кто здесь?». «Я», - ответил Нико. Его узнали по голосу, а сам он уже никого не узнавал. Отвезли его на фаэтоне  в больницу, где художник через день скончался в мучениях. Имущества у него никакого не было, могила его неизвестна». Слава пришла к Пиросмани уже после смерти. Его сравнивали с Джотто и ставили выше Анри Руссо, статьи и монографии о нем написаны в России и Европе, Пабло Пикассо создал портрет Пиросмани. В 1969 году состоялась выставка его работ в Париже, в Лувре. Особым вниманием парижан пользовалась картина «Актриса Маргарита». К этой картине ежедневно подходила какая-то немолодая женщина. Продолжалось это до тех пор, пока грузинские художники не заметили, что было нечто общее - в разрезе глаз, в выражении лица, в манере держать себя - между этой постоянной зрительницей и изображенной на картине актрисой. Так Маргарита де Севр, живая, но постаревшая, снова увиделась со своим  Пиросмани, сожалея о незабываемых годах своей юности, о великой любви... Она только и сказала с затаенной гордостью собравшимся репортерам: «Не подумайте, что Пиросмани относился к актрисе Маргарите легкомысленно, нет, нет, он любил ее, как истинный рыцарь!». Легенда об актрисе Маргарите обрела контуры реальности и вечную жизнь.

45 лет назад (1961) американский астронавт Алан Шепард впервые в США совершил суборбитальный полет на космическом корабле «Меркурий»
      Алан Шепард  навсегда остался в памяти своих соотечественников как бесстрашный летчик-испытатель, как первый американец, побывавший в космосе, как человек, который по медицинским показателям был отстранен от космической подготовки, но смог преодолеть свой недуг и побывать на поверхности Луны. Алан Шепард родился 18 ноября 1923 года в Ист-Дерри, штат Нью-Хэмпшир. В 1944 году, после окончания Военно-морской академии США в Аннаполисе, стал офицером ВМФ. Звание летчика ему было присвоено в 1947 году. В этом качестве Шепард проходил службу в составе 42-го истребительного эскадрона в Норфолке. В 1950 году он поступил в Школу морских летчиков-испытателей в Пэтьюксент Ривер в штате Мэрилэнд. Служил инструктором Школы. После окончания военно-морского колледжа в Ньюпорте в 1957 году был назначен в штат командующего Атлантическим флотом в качестве офицера подготовки самолетов. В отряд космонавтов НАСА Шепард был включен в 1959 году. 5 мая 1961 года Алан Шепард стал первым американцем, совершившим суборбитальный полет на космическом корабле «Меркурий». Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 километра и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 километрах от точки старта. После выполнения полета Шепард готовился в качестве дублера Гордона Купера к старту на корабле «Mеркурий-9». Но в 1963 году Шепарду был поставлен диагноз - синдром Мениера (болезнь внутреннего уха), и астронавт был отстранен от дальнейших тренировок. В 1969 году Шепарду удалось найти врача, который удачно прооперировал его. После этого Шепард  приступил к подготовке к полету на Луну. В 1971 году, в возрасте 47 лет, Алан Шепард выполнил свой второй космический полет в качестве командира «Аполлона-14», который стал третьей успешной американской экспедицией на Луну. Продолжительность полета составила девять суток. На поверхности Луны Шепард пробыл 33 часа 30 минут, в том числе дважды работал вне посадочного модуля. Вместе с Эдгаром Митчеллом Шепард впервые испробовал на Луне транспортер передвижного оборудования (тележку). Шепард стал пятым американцем, ступившим на лунную поверхность, и единственным, кому пришло в голову поиграть на Луне в гольф. Награжден Крестом ВМС «За выдающиеся летные заслуги», медалью ВМС «За выдающиеся заслуги», Космической медалью почета Конгресса США, двумя медалями НАСА «За выдающиеся заслуги», медалью НАСА «За исключительные заслуги». Умер Шепард  21 июля 1998 года в госпитале калифорнийского города Монтерей от лейкемии.

87 лет назад (1919) открылась Одесская киностудия художественных фильмов (сейчас - кинокомбинат «Одесса-фильм»)
      Первая кинофабрика, начавшая работу в Одессе, называлась «Мирограф». А в 1912 году одесситы уже смотрели первый художественный  фильм - криминальную драму «Одесские катакомбы». В 1917 году предприниматель Д.Харитонов начал строить на Малороссийском (Французском) бульваре «фабрику кинематографических картин». В мае 1919 года на базе частных кинематографических предприятий была создана кинофабрика, в 1922 году была реорганизована в Одесскую кинофабрику ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление), в 1929 году - в Одесскую кинофабрику «Украинфильм». В 1938-1941 годах - Одесская киностудия художественных фильмов. В годы Великой Отечественной войны входила в состав Ташкентской  киностудии. С 1954 года вновь работает в Одессе. На Одесской киностудии начинал свою творческую деятельность выдающийся украинский кинорежиссер Александр Довженко. Его первые фильмы - «Вася-реформатор» и «Ягодка любви», последний, созданный в Одессе - «Арсенал» (1929). После Великой Отечественной войны на киностудии работали Марлен Хуциев, Феликс Миронер, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Владимир Высоцкий и др. На базе киностудии организовали Черноморскую кинофабрику, обслуживающую съемочные группы, приезжающие из Москвы. Ленинграда, Киева и других городов. В 1954 году кинофабрика преобразовалась в киностудию. Киностудией выпущены фильмы «Белый пудель», «В поисках капитана Гранта», «Вертикаль», «Весна на Заречной улице», «Д`Артаньян и три мушкетера», «Два Федора», «Десять негритят», «Зеленый фургон», «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Капитан Немо», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Приключения Электроника», «Тимур и его команда», «Узник замка Иф», «Чародеи», «Цыган» и многие другие. Сегодня  Одесская киностудия  работает, выполняя государственный заказ на производство фильмов, предоставляет услуги отечественным и зарубежным кинокомпаниям.

Hosted by uCoz