Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


Проводник в лабиринте минотавра

Зигмунд Фрейд так глубоко интересовался искусством и посвятил анализу творчества такое большое количество работ, что его можно считать художником фрейдизма, а не только врачом, основателем психоанализа.

Учение Фрейда производит впечатление не меньшее, чем план дантова ада.

Недаром из его лекций вырвался джин сюрреализма, а из анализа  творчества вырос внушительный том, где бриллиантом чистой воды сияет  знаменитая статья Фрейда «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве».

В этой работе Фрейд раскрыл богатую картину всех сложностей психики, скрытой от прямого изучения, доказал, что большую часть того, что мы делаем, мы совершаем подсознательно. Что сны поддаются исследованию, и что младенец уже сформированный индивидуум с глубоким травматическим опытом.

Фрейд был увлечен неврозами как художник - моделями.

Сам Фрейд однажды сказал, что сорок лет медицинской практики достаточно убедили его в том, что он никогда не был врачом в подлинном смысле это слова. Весь его аккуратный облик, зашторенный кабинет, удобное кожаное кресло, кушетка для пациента скорее отсылают нас к логову Шерлока Холмса, к детективу, который раскрывает очередное преступление человеческой души против человеческого тела, а не к врачу.

REGNUM

Фрейд  доказал существование подсознания.

Фрейд открыл, что человек направляет большую часть сексуальной энергии на профессиональную деятельность.
Повторим слова Цвейга:

Фрейд не сделал нас счастливее, нет, но сделал сознательнее.

Оказалось что наш интеллект всего лишь тонкая корочка рационализма над темным морем душевных стихий. Сумма его открытий совершила переворот во взглядах на человека и культуру. После него такие понятия как сублимация, либидо, эго, «сверх я» вошли в психологию как когда-то добавлялись на карту земли новые континенты и океаны: Америка, Австралия, Атлантический, Тихий океан.

Между тем, по сути, психология была для Фрейда чем-то вроде хобби, но такого хобби, которому он отдал всю жизнь. Тут главную роль сыграл отец юноши. Несмотря на то, что семья разорилась, что, потеряв состояние, Фрейды уехали из Моравии в Вену, «где - пишет сам Фрейд, - жили в очень стесненных условиях, мой отец потребовал, чтобы в выборе профессии я следовал только своим склонностям».

Никакой коммерции!

Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета. Окончив, стал неврологом, затем практикующим врачом в общей клинике, после открывает частную практику. По началу он использует традиционные средства для лечения неврозов: электротерапию, массаж, лечебные ванны. Затем нащупывает первый вход в тоннель подсознания - гипноз. Но у фундамента психоанализа стоит еще один человек - доктор Брейер, это он подсказал Фрейду, что если пациент в состоянии гипноза вспоминает во всех деталях исходную ситуацию, в которой проявилась признаки истерии, болезнь исчезает.

Свой метод они называют «катарсическим» - от греческого слова катарсис - очищение, - и публикуют книгу «Очерки по истерии» (1895). Вот завязь будущего учения, которое потрясет мир. Пока - методика, после - психологическая теория.

А точкой, в которой метод стал открытием, стало наблюдение Фрейда о том, что психические травмы постоянно затрагивают сексуальную сферу.

Джин вылетел из бутылки. Отныне проблемы секса становятся ключами к пониманию и лечению неврозов.

В России учение нашло самых горячих поклонников. Не испугало страну, где только, кажется, и думают о смысле жизни, даже такая фраза Фрейда: «Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен».

«Толкование снов» было переведено в России раньше чем в других странах.

Самым знаменитым больным Фрейда тоже стал русский пациент некто Сергей Панкеев, из его патологии родилась монументальная монография Фрейда «Человек-волк. Из истории одного детского невроза».

Сегодня пик популярности фрейдизма миновал.

Психоанализ не смог стать точной наукой, с прочной биологической базой. Психотерапия потеряла прежнюю популярность. Развитие фармакологии потеснило беседы с врачом. Порой таблетки излечивают патологию без головокружительного путешествия в бездны подсознания.

REGNUM

Между тем, ежедневно сталкиваясь с аномалиями, Фрейд и сам страдал тяжелейшими депрессиями и неврозами. Однако, как и у изучаемых им самим пациентов, именно на периоды обострения этих невротических состояний у Фрейда приходятся и главные пики его творчества. Все главные труды Фрейда написаны им в тяжелом состоянии страха, а потом и желания смерти.

Тем не менее, у него была крепкая семья, любимая жена Марта родила мужу шестерых детей. Фрейд вел размеренную жизнь,  боготворил Гете, а вот новации в искусстве вызывали у него протест. Об экспрессионистах он говорил как о людях с врожденными дефектами зрения, а сюрреалистов считал - цитирую - «лунатиками и на 95% обычными алкоголиками». Однако Сальвадор Дали, при встрече в 1938 году, произвел на мэтра хорошее впечатление: «этот молодой испанец с искренними и фанатичными глазами, превосходно рисует. И было бы интересно с позиций психоанализа изучить происхождение такой живописи».

Жизнь Фрейда – беспрерывное путешествие в аду патологий, но он это путешествие выдержал достойно. Так античный Харон без трепета перевозит через Лету очередную лодку стенающих грешников на тот свет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

Hosted by uCoz