Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


14 апреля

     Реформатор поэтического языка, Владимир Маяковский оказал большое влияние на поэзию ХХ века. В 1933 году Цветаева предрекла: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать». После 1917 года в творчестве поэта - сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф» (1918), поэмы «150000000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся» (1922) до пьесы «Баня» (1929). Судьба стихов Маяковского при его жизни была трагичной - их не понимали, трагичной была и личная жизнь. В 30-х годах прошлого века поэт был загнанным и подавленным. 14 апреля 1930 года в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера Владимир Владимирович Маяковский покончил жизнь самоубийством, оставив письмо, адресованное «Всем»: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную  жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский». 15, 16, 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек.

REGNUM

50 лет назад (1956) в Чикаго (США) фирмой «Ампекс» продемонстрирован первый в мире видеомагнитофон VR-1000
     Первый в мире видеомагнитофон VR-1000 американской  фирмы «Ампекс» разработан предпринимателем, выходцем из России Александром Матвеевичем Понятовым. Он родился в 1892 году под Казанью в семье крестьянина. В 1909 году поступил на физико-математический факультет Казанского университета, затем перешел в МВТУ на механический факультет. В 1911 году продолжил обучение в Германии. В 1913 году Понятов был призван в российскую армию, во время первой мировой войны служил офицером в авиации, воевал в белой армии, затем осел в Китае, где около семи лет работал помощником инженера в Шанхайской электрокомпании. В 1927 году Понятов получил работу в Сан-Франциско (США). В 1944 году в Калифорнии он собрал группу молодых инженеров и основал фирму «Ампекс» ( первые три буквы - инициалы основателя), которая после окончания второй мировой войны приступила к производству профессиональных магнитофонов и магнитных лент. Первый крупный заказ, обеспечивший старт изделиям фирмы, был получен от знаменитого певца и киноактера Бинга Кросби, не любившего давать прямые концерты в эфире. На основе немецкой трофейной аппаратуры магнитной записи команда Понятова стала разрабатывать принципиально новый аппарат. Так, по настоятельному требованию телевещательных корпораций, первый в мире видеомагнитофон VR-1000 был создан  фирмой «Ампекс» в 1956 году, впервые продемонстрирован 14 апреля 1956 года на конференции теле- и радиовещательной ассоциации в Чикаго. 30 ноября 1956 года компания CBS провела первую передачу с использованием  видеомагнитофона, что навсегда избавило телевидение от необходимости постоянной работы в прямом эфире. Что же касается истинного первопроходца А.М.Понятова, скончавшегося в Америке в 1980 году, то за заслуги в области техники видеозаписи он был избран действительным членом Института инженеров электротехники и электроники США. В его честь учреждена «Золотая медаль имени Александра М.Понятова», присуждаемая ежегодно за большие заслуги в области магнитной записи электрических сигналов.

158 лет назад (1848) учрежден секретный цензурный комитет под председательством графа Д.П. Бутурлина для наблюдения за печатью («Бутурлинский комитет»)
     Неспокойная политическая обстановка в Западной Европе и России в середине XIX века привела к ужесточению цензуры. Еще в начале марта 1848 года Николай I распорядился: «Необходимо составить комитет, чтобы рассмотреть, правильно ли действует цензура и издаваемые журналы соблюдают ли данные каждому программы». 9 марта 1848 года был создан Особый комитет (председатель - морской министр князь А.С.Меншиков). На смену временному меншиковскому комитету 12 апреля того же года пришел постоянный секретный Комитет, прозванный «бутурлинским» (по имени его председателя Д.П.Бутурлина). Официальное название - «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений». Комитет стал главным оплотом «цензурного террора» конца 1840-х - начала 1850-х годов (просуществовал до конца 1855 года). Лишь «Северная пчела», «Библиотека для чтения» и «Москвитянин» получили одобрение комитета. «Отечественные записки», «Современник» и другие прогрессивные издания были строжайше предупреждены, по докладам комитета был сослан в Вятку М.Е.Салтыков-Щедрин, выслан в Спасское-Лутовиново И.С.Тургенев. Цензуре подвергались не только новые статьи, но и уже опубликованные, если их собирались перепечатывать другие издания. Председатель комитета Бутурлин даже в евангелие усматривал демократический характер, а в формуле «официальной народности» - революционность. Было запрещено обсуждать в печати любые мероприятия. Гонениям подверглись даже славянофилы, был прекращен выпуск их «Московского сборника». Порицания получал и журнал «Москвитянин». Закрылись многие издания, в частности, «Литературная газета». Большинство журналов потеряли свое лицо, писатели печатались, где придется. Пришел в упадок отдел литературной критики. Общий дух изданий стал беспристрастным и либеральным. Получил развитие легковесный и пустой литературный фельетон. Разрослись в журналах отделы науки. Их статьи были мало интересны публике, ибо носили узкоспециализированный характер. Эти тенденции коснулись даже «Современника» и «Северной пчелы», которые стали менее яркими и более либеральными. Лишь Крымская война и ее окончание вызвали оживление на газетно-журнальном рынке. В 1840-1850-е годы у «Северной пчелы» появился конкурент - «Санкт-Петербургские ведомости». Они выходили большим форматом и давали не только подборки новостей из иностранных газет, но публиковали сообщения собственных корреспондентов за рубежом. В 1855 году «Бутурлинский комитет» был упразднен. Вскоре газеты вновь получили право писать о событиях внешней и внутренней политики России. Стало легче организовать новую газету. Крестьянская реформа 1861 года способствовала распространению капиталистических отношений, росту городов, развитию промышленности. Появился новый массовый читатель - ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты - массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Это было узаконено в 1865 году в «Временных правилах о печати». Согласно им, от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 10 печатных листов. Под цензурой оставались иллюстрированные, сатирические издания и провинциальная печать.

REGNUM

96 лет назад (1910) умер Михаил Александрович ВРУБЕЛЬ, живописец, монументалист, скульптор, декоратор
     Михаил Врубель родился в Западной Сибири, в Омске. Его отец был военным юристом, что заставляло семью часто менять место жительства. Мать художника умерла, когда маленькому Мише было всего три года. Спустя четыре года его отец вновь женился на пианистке Е.X.Вессель, благодаря которой Михаил близко познакомился с классической музыкой. В 1863 году семья переехала в Харьков, в 1864-м - в Петербург, потом - в Саратов; в 1867-м - вновь в Петербург; наконец, в 1870-м - в Одессу, где М.Врубель окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию. Его художественные способности проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он увлеченно рисовал, во время петербургского житья отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе подросток посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. В возрасте девяти лет он по памяти копировал Микеланджело. Но, по мнению отца Михаила, непременным условием выбора профессии была «польза для общества». В результате Михаил Врубель в 1874 году оказался на юридическом факультете Петербургского университета, но не оставил мечты стать художником - много читал, посещал выставки, занимался в вечерних классах Академии художеств, студентом которой стал в 1880 году. В Академии он встретился с В.Серовым, одним из двух живописцев, с которыми был наиболее близок. С другим, К.Коровиным, Врубель познакомился несколько позже - в 1886 году. В Академии молодой художник учился у П.Чистякова и И.Репина. Академию Врубель оставил в 1884 году, будучи приглашенным (по рекомендации Чистякова) известным искусствоведом А.Праховым в Киев поучаствовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Следующие шесть лет его жизни были связаны с Киевом. Здесь, под руководством Прахова, он изучал византийскую иконопись, трудился в Кирилловской церкви, а потом - во Владимирском соборе. В собственных работах он явно попытался модернизировать византийскую эстетику, и его работы не были традиционно религиозным. Его иконописные «дерзания» вызвали недоумение: в 1889 году он был отстранен от этой работы. В том же году Врубель переехал в Москву - начался «мамонтовский» период в его жизни, связанный с московским домом и подмосковным имением Абрамцево, принадлежавшими известному любителю искусств, меценату Савве Мамонтову. Диапазон художественных интересов Врубеля в это время значительно вырос. Он увлекся скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративными панно. В 1890 году он показал своего «Демона сидящего», задуманного еще в Киеве. Эта картина, поначалу оцененная неоднозначно, стала символом наступающей эпохи символизма и религиозного реформаторства. В 1896 году прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. С.Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно - для оформления художественного отдела. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянович», отвергнутые приемной комиссией Академии художеств «как нехудожественные». В ответ Мамонтов в короткий срок соорудил специальный павильон с огромной надписью на крыше «Панно Врубеля», в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры. Сразу же после Нижегородской выставки Врубель женился на певице Надежде Забеле. Вскоре Забела стала ведущей артисткой Частной оперы Мамонтова. Следующее пятилетие оказалось для Врубеля самым плодотворным в творчестве и жизни. В эти годы художник создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с членами объединения «Мир искусства», участвовал в их выставках, а также выставках венского Сецессиона, «36-ти» и др. В 1890-е годы Врубель оформил несколько московских особняков. В 1901 году у Врубеля родился сын. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом - «заячьей губой». что произвело на художника тягостное впечатление. В 1899 году он потерял отца, которого преданно любил. В поведении Врубеля знакомые стали замечать определенные странности, а в начале 1902 года В.Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. После смерти малолетнего сына в 1903 году Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обреченности картину – «Демон поверженный». До 1906 года периоды помрачения (художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение) сменялись кратковременными периодами просветления, когда Врубель продолжал интенсивно работать. В этот период им были исполнены живописные и графические пейзажи, натюрморты и портреты. В 1905 году его избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он еще и ослеп, окончательно погрузившись в предсмертный мрак сумасшествия. Умер Михаил Врубель 14 апреля 1910 года в петербургской клинике доктора Бари. Последними его словами были: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию...». Вдохновенную речь на похоронах художника произнес А.Блок, назвав Врубеля автором «чертежей, похищенных у вечности»» и «вестником иных миров».

61 год назад (1945) основан Главный ботанический сад Академии наук СССР (теперь - РАН)
     Главный ботанический сад РАН расположен на месте уникальных лесных природных массивов на территории Москвы, фрагменты которых сохранились только благодаря научной и природоохранной деятельности Сада - это Ерденьевская роща в составе Останкинской дубравы и Леоновский лес. Впервые эти территории упоминаются в хрониках 1584 года как земли, принадлежащие князьям Черкасским, в охотничьих угодьях которых любил охотиться еще отец Петра I - царь Алексей Михайлович. Проект современной планировки разработан архитектором И.М.Петровым под руководством академиков Н.В.Цицина и А.В.Щусева. В него вошли большая часть Останкинской дубравы (Ерденьевская роща), ограниченная с юга Шереметевскими прудами, часть Леоновского леса на востоке в пойме Яузы и производственный участок по Владыкинскому шоссе (ныне Ботаническая улица), отведенный специально под питомник. Разработка проектов партерной части около современного главного входа и лабораторного корпуса, а также идея создания искусственных микроландшафтов дендрария, включенных в естественные насаждения, принадлежит выдающемуся ландшафтному архитектору Л.Е.Розенбергу. По его проекту создан один из крупнейших в мире дендрариев, включающий около двух тысяч видов деревьев и кустарников со всего мира. В период 1950-1970 годов в Ботаническом саду построены все основные экспозиции и созданы коллекционные участки - модели географических ландшафтов СССР в отделе флоры, обширная коллекция цветочно-декоративных растений и экспозиции «Розарий», «Сад непрерывного цветения», «Сад прибрежных растений» и «Теневой сад». В Фондовой оранжерее собрана одна из наиболее крупных в Европе коллекция тропических и  субтропических растений, насчитывающая свыше пяти тысяч видов и форм.

45 лет назад (1961) учреждено звание «Летчик-космонавт СССР»
     14 апреля 1961 года указом Президиума Верховного Совета СССР было   учреждено звание «Летчик-космонавт СССР» в ознаменование первого в мире космического полета человека на корабле-спутнике «Восток», стартовавшем 12 апреля 1961 года. Звание присваивалось космонавтам, совершившим выдающиеся полеты в космос. Впервые этого звания был удостоен Юрий Гагарин. Каждому из космонавтов вручался серебряный нагрудный знак, номер которого, как правило, совпадал с порядковым номером космонавта. Всего до конца 1991 года в космос слетало 72 гражданина СССР, и все они получили почетное звание «Летчик-космонавт СССР». Последним «Летчиком- космонавтом СССР» (знак №72) в декабре 1991 года стал Токтар Аубакиров. 20 марта 1992 года Законом РФ было установлено звание «Летчик-космонавт Российской Федерации». Новый нагрудный знак отличался от прежнего только российской символикой. Вместо надписи «СССР» появилась надпись «Россия», а вместо красного силуэта территории Союза - синий силуэт территории России. Красный цвет ленточки на колодке сменился триколором, соответствующим государственному флагу. Нумеровать российских космонавтов стали заново. Знак № 1 получил возвратившийся 10 августа 1992 года из первого космического полета Александр КАЛЕРИ. С тех пор одновременно летают в космос и летчики-космонавты СССР, и летчики-космонавты России.

Hosted by uCoz