Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


17 марта

День Святого Патрика отмечается по всему миру, там, где живут выходцы из Ирландии. В первую очередь это религиозный праздник, так как 17 марта - день смерти одного из самых почитаемых и любимых святых. В V веке Святой Патрик прибыл в Ирландию, чтобы проповедовать христианское учение. По прошествии многих веков он стал святым покровителем Ирландии и, наравне с арфой и трилистником, превратился в символ ирландской нации. Первый парад в День Святого Патрика состоялся в Нью-Йорке на Пятой авеню в 1762 году. С тех пор он проводится во всем мире. В одной только Ирландии парад в этот день проводится более чем в 30 городах. В России День Святого Патрика  неофициально отмечается около 10 лет.

600 лет назад (1406) умер ИБН ХАЛЬДУН (1332-1406), арабский государственный деятель, историк и философ

Ибн Хальдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед родился 27 мая 1332 года в Тунисе. Выходец из семьи, представители которой занимали высокие посты при дворах султанов Северной Африки, Ибн Хальдун занимал разные должности в собственной стране, а также в Гранаде. Был советником, министром и послом, легко переходя от одного государя к другому, несмотря на соперничество или вражду между ними. Он удалился от дел в 1374 году, а в 1382 году перебрался в Египет, где до конца жизни занимал должность верховного судьи (кади) в медресе маликитов, приверженцев одной из «правоверных» систем исламского права. Умер Ибн Хальдун в Каире 17 марта 1406 года. Накопив обширный политический опыт, Ибн Хальдун еще в 1375 году начал писать всемирную историю (свой основной труд) - «Книгу назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» («Китаб аль-ибар...»). Материал в книге расположен в соответствии со сменой династий в мусульманском мире и зарубежных странах, состоит из трех частей. Первая часть - «Введение» («Мукаддима»), в котором освещаются задачи, метод и принципы исторического исследования; в «Введении» Ибн Хальдун изложил свое учение о развитии общества: различия в образе жизни людей (прежде всего между кочевым и оседлым хозяйством) он связывал с различиями географической среды. Вторая часть книги – «История народов мусульманского Востока». Третья часть – «История народов Магриба». Последняя часть, отличающаяся полнотой и точностью описания, является основным источником для средневековой истории Северной Африки. Ибн Хальдун был единственным арабским историком, знавшим о существовании Римской республики (все другие, основываясь на византийских источниках, начинали историю Рима с Цезаря), и одним из немногих авторов, использовавших латинские и еврейские тексты в арабских переводах. Он был сведущ в различных областях знания: знал Коран, грамматику, язык, право, логику, математику, естествознание, традиции и поэзию. Ибн Хальдун - автор «Автобиографии» - одного из первых образцов арабской мемуарной литературы средних веков. Значение трудов Ибн Хальдуна было оценено в Европе только в начале XIX века.

REGNUM

Вашингтон65 лет назад (1941) в Вашингтоне (США) открылась Национальная художественная галерея

Вашингтонская Национальная художественная галерея входит в число самых богатых и одновременно самых молодых в мире художественных музеев. Находится в ведении Смитсоновского института. Основана в 1937 году Эндрю Меллоном, открыта 17 марта 1941 года, когда президент Франклин Рузвельт официально принял ее в качестве дара американскому народу. Здание галереи построено архитектором Дж.Р.Поупом. Основу коллекций составили крупные частные собрания (Меллона, Кресса, Уайденера, Честера Дейла и других), в которые входят шедевры разных эпох - начиная от Проторенессанса в Италии XШ века до французского импрессионизма и европейского модернизма. В целом коллекция состоит из даров около 300 граждан и организаций. 21 картину музей купил у ленинградского Эрмитажа. Это - «Мадонна Альба» Рафаэля, «Венера перед зеркалом» Тициана, мужской и женский портреты кисти Рембрандта из юсуповского собрания и многие другие. В Национальной галерее представлены творения Грюневальда, Эль Греко, Леонардо, Рубенса, Ван Дейка, Вермеера, Шардена, Веласкеса, Констебла, Гойи, Мане и других мастеров классической живописи. Помимо собрания живописи, в музее хранятся превосходные произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, рисунка, мелкой пластики.

REGNUM

Император Николай I153 года назад (1853) именным указом императора Николая I была утверждена «Нормальная табель состава пожарной части в городах»

«Нормальная табель состава пожарной части в городах» упорядочила организационную структуру пожарной охраны, в том числе нормы обеспечения пожарных частей для городов. Организационные основы профессиональной пожарной охраны по существу заложил царь Алексей Михайлович, издав 30 апреля 1649 года «Наказ о градском благочинии». Во время царствования Петра I постоянные угрозы  возникновения пожаров в Адмиралтействе и во флоте побудили царя сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. В 1722 году при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, ведра, топоры. Все типы кораблей снабжались необходимыми пожарными инструментами. 13 ноября 1722 года вышел петровский Указ о постройке плашкоутов (грузовых мелко сидящих судов) и установке на них брандспойтов для тушения пожаров на речных судах и в прибрежных строениях. Для обеспечения пожарной техникой войсковых подразделений, привлекавшихся к тушению пожаров в 1740 году, Сенат утвердил нормы, по которым каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной; в батальонах должны были быть вилы, лестницы, большой крюк с цепью; рота оснащалась топорами, ведрами, щитом, лопатами, ручными трубами, крюками. В 1747 году пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения. 17 марта 1853 года именным указом императора Николая I была утверждена «Нормальная табель состава пожарной части в городах». По Табели, все города делятся на семь разрядов. К первому относятся города с населением до двух тысяч жителей, к седьмому - до 30 тысяч. Число пожарных устанавливалось соответственно пять и 75 человек, набираемых из военного ведомства. Согласно штату, определялось количество пожарной техники и средства на ее содержание и ремонт. В советской России государственная пожарная была создана в апреле 1918 года Декретом об организации государственных мер борьбы с огнем. Был установлен ежегодный праздник - День пожарной охраны, который отмечался 17 апреля. В марте 1999 года министр внутренних дел РФ издал приказ считать профессиональным праздником работников пожарной охраны 30 апреля, в ознаменование 350-летия «Наказа о градском благочинии».

150 лет назад родился Михаил Александрович ВРУБЕЛЬ (1856 - 1910), живописец, монументалист, скульптор, декоратор. Член объединения «Мир искусства», основоположник русского живописного символизма и стиля модерн

Михаил Врубель родился в Западной Сибири, в Омске. Его отец был военным юристом, что заставляло семью часто менять место жительства. Мать художника умерла, когда маленькому Мише было всего три года. Спустя четыре года его отец вновь женился на пианистке Е.X.Вессель, благодаря которой Михаил близко познакомился с классической музыкой. В 1863 году семья переехала в Харьков, в 1864-м - в Петербург, потом - в Саратов; в 1867-м - вновь в Петербург; наконец, в 1870-м - в Одессу, где М.Врубель окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию. Его художественные способности проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он увлеченно рисовал, во время петербургского житья отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе подросток посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. В возрасте девяти лет он по памяти копировал Микеланджело. Но, по мнению отца Михаила, непременным условием выбора профессии была «польза для общества». В результате Михаил Врубель в 1874 году оказался на юридическом факультете Петербургского университета, но не оставил мечты стать художником - много читал, посещал выставки, занимался в вечерних классах Академии художеств, студентом которой стал в 1880 году. В Академии он встретился с В.Серовым, одним из двух живописцев, с которыми был наиболее близок. С другим, К.Коровиным, Врубель познакомился несколько позже - в 1886 году. В Академии молодой художник учился у П.Чистякова и И.Репина. Академию Врубель оставил в 1884 году, будучи приглашенным (по рекомендации Чистякова) известным искусствоведом А.Праховым в Киев поучаствовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Следующие шесть лет его жизни были связаны с Киевом. Здесь, под руководством Прахова, он изучал византийскую иконопись, трудился в Кирилловской церкви, а потом - во Владимирском соборе. В собственных работах он явно попытался модернизировать византийскую эстетику, и его работы не были традиционно религиозным. Его иконописные «дерзания» вызвали недоумение: в 1889 году он был отстранен от этой работы. В том же году Врубель переехал в Москву - начался «мамонтовский» период в его жизни, связанный с московским домом и подмосковным имением Абрамцево, принадлежавшими известному любителю искусств, меценату Савве Мамонтову. Диапазон художественных интересов Врубеля в это время значительно вырос. Он увлекся скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративными панно. В 1890 году он показал своего «Демона сидящего», задуманного еще в Киеве. Эта картина, поначалу оцененная неоднозначно, стала символом наступающей эпохи символизма и религиозного реформаторства. В 1896 году прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. С.Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно - для оформления художественного отдела. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянович», отвергнутые приемной комиссией Академии художеств «как нехудожественные». В ответ Мамонтов в короткий срок соорудил специальный павильон с огромной надписью на крыше «Панно Врубеля», в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры. Сразу же после Нижегородской выставки Врубель женился на певице Надежде Забеле. Вскоре Забела стала ведущей артисткой Частной оперы Мамонтова. Следующее пятилетие оказалось для Врубеля самым плодотворным в творчестве и жизни. В эти годы художник создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с членами объединения «Мир искусства», участвовал в их выставках, а также выставках венского Сецессиона, «36-ти» и др. В 1890-е годы Врубель оформил несколько московских особняков. В 1901 году у Врубеля родился сын. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом – «заячьей губой». что произвело на художника тягостное впечатление. В 1899 году он потерял отца, которого преданно любил. В поведении Врубеля знакомые стали замечать определенные странности, а в начале 1902 года В.Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. После смерти малолетнего сына в 1903 году Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обреченности картину – «Демон поверженный». До 1906 года периоды помрачения (художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение) сменялись кратковременными периодами просветления, когда Врубель продолжал интенсивно работать. В этот период им были исполнены живописные и графические пейзажи, натюрморты и портреты. В 1905 году его избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он еще и ослеп, окончательно погрузившись в предсмертный мрак сумасшествия. Умер Михаил Врубель 14 апреля 1910 года в петербургской клинике доктора Бари. Последними его словами были: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию...». Вдохновенную речь на похоронах художника произнес А.Блок, назвав Врубеля автором «чертежей, похищенных у вечности»» и «вестником иных миров».

15 лет назад (1991) в СССР состоялся референдум о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик

16 января 1991 года Верховный Совет СССР постановил провести на всей территории страны референдум  по вопросу о сохранении Союза ССР. Референдум прошел 17 марта  1991 года. Из 185,6 миллиона голосующих граждан СССР в референдуме приняли участие 148,5 миллиона, или 79,5 процента, из них 113,5 миллиона, или 76,43 процента, высказались за  сохранение СССР, но фактически мнение участников  референдума уже ничего не решало. Шесть союзных республик вообще отказались принять участие в референдуме. Впоследствии, когда в Государственной Думе в 1998 году коммунисты пытались провести импичмент Борису Ельцину, подписание Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года, фактически уничтожавших решение референдума, было одним из основных обвинений бывшему российскому президенту. Представитель президента в Думе тогда заявил, что референдум  1991 года носил «опросный и рекомендательный характер».

Hosted by uCoz