Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


4 мая


     Бартоломео Кристофори родился 4 мая 1655 года в Падуе. Получил известность как мастер по изготовлению харпсихордов и спинетов. В 1688 году переехал во Флоренцию и стал работать хранителем музея музыкальных инструментов князя Фердинандо Медичи. Активно занимался изобретательством. Серьезно усовершенствовал клавесин. Начало работы Кристофори по созданию фортепиано датируется не позднее чем 1698 годом. К 1709 году Кристофори создал новую музыкальную машину. В ней молоточки, обтянутые лосиной кожей, при нажатии на клавиши один за другим ударяли по натянутым струнам разной длины и толщины; под ними располагалась резонансная дека - тонкая еловая доска, усиливающая звучание струн. Две специальные педали управляли продолжительностью и силой звука. Поэтому Кристофори назвал свое творение «громко-тихо», что в переводе на итальянский звучит как «forte-piano». Новый музыкальный инструмент Кристофори довел до совершенства. Созданная им в 1726 году модель фортепиано конструктивно практически не отличается от современных моделей. Кристофори умер в безвестности. Блистательного торжества своего детища он не увидел. Громкий и прозрачный звук фортепьяно аристократам казался грубым, резким. Даже в XIX веке новый инструмент встречал противников. Его недолюбливал, к примеру, Генрих Гейне, считавший, что стучать по струнам молотками - занятие кощунственное. Но дело решали не поэты, а музыканты. Молоточковое фортепиано благословили Бах, Моцарт, Бетховен. Мощность звука, богатство интонации открыли ему дорогу в большие залы - к широкой публике. И народу пришелся по вкусу прекрасный, неслыханный прежде раскатистый голос, который то гремел, то затихал до тончайшего пианиссимо. На фортепиано впервые зазвучала революционная «Марсельеза». Оно стало рабочим инструментом композиторов, поселилось в домах горожан. До настоящего времени сохранились всего три инструмента работы Кристофори, которые хранятся в нью-йоркском музее Метрополитен, в Риме, в Лейпциге.

REGNUM

 

236 лет назад (1772) родился Фридрих Арнольд Брокгауз, немецкий издатель
     Фридрих Арнольд Брокгауз родился 4 мая 1772 года в Дортмунде. Учился в местной гимназии. Позднее изучал торговое дело в Дюссельдорфе, в 1793 году уехал в Лейпциг. Фридрих Арнольд много занимался науками и новейшими языками. Затем пробовал организовать торговлю мануфактурными товарами (из-за изменений в законодательстве ее пришлось прекратить), выпускать журнал (он был запрещен), потом другой (его постигла та же участь). Дела первого книготоргового предприятия  Фридриха Брокгауза тоже шли далеко не успешно. Ему приходилось подстраиваться под довольно сложную политическую обстановку, выдерживать жесткий натиск цензуры, то и дело принимая кардинальные решения. Лишь когда предприятие  Брокгауза окрепло, он смог начать воплощать в жизнь свои замыслы, издавая словари, альманахи и самые различные литературные произведения. 25 октября 1808 года Брокгауз приобрел право на издание энциклопедического словаря. Пройдут годы, и его «Энциклопедический словарь» (в просторечии «Брокгауз»)  станет всемирно известной и самой популярной энциклопедией, которая с успехом выдержит 16 изданий. К началу XX века издательская фирма «Брокгауз» выпускала продукцию почти на всех европейских языках и открыла свои отделения во многих столицах мира, а в конце XX века переместилась с бумажных носителей на мультимедийные компакт-диски, начав свое существование в электронном виде. После смерти Брокгауза 20 августа 1823 года созданная им одна из крупнейших в мире книгоиздательских империй перешла в руки его сыновей, затем - внуков и правнуков.

 

162 года назад (1846) родился Эмиль Галле, французский художник, мастер художественного стекла и мебели

REGNUM
     Эмиль Галле родился в Нанси в семье Шарля Галле-Рейнемера, видного предпринимателя, производившего арт-стекло и керамику. Занимался рисованием и стеклоделием, а также ботаникой, минералогией и философией в училищах Веймара, работал на предприятии отца в Сен-Клемане близ Нанси и стекольной фабрике в Мейзентале. После ухода отца на покой возглавил семейное дело и завел собственную мастерскую. Испытал влияние мусульманского, китайского и японского декоративного искусства. Начиная со своего яркого дебюта на Парижской всемирной выставке 1878 года, Галле завоевывал авторитет тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Пользовался техникой «лунного света»: подкраской оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок. Разработал особую технику изготовления декоративных ваз из многослойного стекла, которые стали называть по имени мастера - «галле». Варьируя методы работы с горячей массой, вводил в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки. В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых. С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия с цитатами из Ф.Вийона, Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена и других поэтов. С конца 1880-х годов Эмиль Галле занимался и производством мебели, примечательной не своими формами, повторяющими традиционный рокайльный дизайн, а причудливой резьбой и вставками из экзотических пород дерева, жемчуга, отделочных и полудрагоценных камней. Любил вводить поэтические цитаты, получая в итоге «говорящую мебель». Стеклопродукция его фирмы (вазы, светильники и др.) подразделялась на массовую («индустриальную»), более дорогую (или «полуроскошную») и, наконец, уникальную - последнюю мастер изготовлял собственноручно. В 1901 году по инициативе Галле был организован «Провинциальный альянс художественной промышленности» (позднее более известный как «Школа Нанси»). Умер Галле в Нанси 23 сентября 1904 года. Посмертно, в 1908 году, были изданы его «Сочинения об искусстве».

 

127 лет назад (1881) родился Александр Федорович Керенский, юрист, политический деятель, глава Временного правительства

  Русский государственный деятель Александр Федорович Керенский   Александр Керенский родился 4 мая 1881 года в городе Симбирске в семье директора мужской гимназии. Окончил юридический факультет Петербургского университета, был принят в Коллегию адвокатов в Петербурге; присяжный поверенный. В годы революции 1905-1907 годов вошел в созданный Коллегией комитет по оказанию помощи жертвам «кровавого воскресенья», сочувствовал партии социалистов-революционеров, редактировал ее газету «Буревестник». По подозрению в принадлежности к Боевой организации партии эсеров в декабре 1905 года был арестован и 3 месяца находился в тюрьме. В последующие годы приобрел известность выступлениями на политических процессах в качестве защитника, был одним из инициаторов резолюции протеста против фабрикации дела Бейлиса, за что был приговорен к 8-месячному тюремному заключению. В 1912 году был избран депутатом 4-й Государственной думы (по списку Трудовой группы). Выступая с острокритическими речами в адрес правительства, приобрел славу одного из лучших ораторов левых фракций. Керенский был активным пропагандистом идеи объединения народнических течений и партий России, считал, что «спасение государства возможно только объединенными силами всего народа» и что революция для этого - единственный метод и средство. Керенский - один из активных деятелей февральской революции 1917 года. 14 февраля на заседании Госдумы он заявил:»... исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима немедленно, во что бы то ни стало». Он вошел во Временный комитет Государственной думы и был избран заместителем председателя Петроградского совета. С марта во Временном правительстве занимал посты министра юстиции, военного и морского министра, с июля - министра-председателя, с августа - главнокомандующего. Во время Октябрьского вооруженного восстания покинул Петроград, пытался с помощью казачьих частей генерала П.Краснова прорваться в город, однако потерпел неудачу; жил в России на нелегальном положении. В июне 1918 года выехал за границу. В 1922-1932 годах жил в Берлине и Париже, с 1940 года - в США.

     Александр Керенский прожил долгую жизнь - он умер в Нью-Йорке в возрасте 89 лет. Жизнь его обросла множеством легенд, начиная с бегства из Зимнего дворца в женском платье, что он сам с горечью опровергал, и кончая перстнем самоубийц, которое он носил до смерти. Имя и фигура бывшего главы Временного правительства занимает в истории особое место, оценки часто противоречивы. Многие современники считали, что Керенский не только «заболтал» революцию, но и похоронил демократические идеалы. А видный русский философ Федор Степун писал, что «линия Керенского» в 1917 году была «единственно правильной»  и вина его «не в том, что он вел Россию по неправильному пути, а в том, что он недостаточно энергично вел ее по правильному». Писательница Нина Берберова отмечала, что он до конца своих дней оставался на редкость информированным человеком, знал тайные пружины власти, понимал силы, которые часто двигают политиками, умел мыслить масштабно. Керенский - автор мемуаров, исторических исследований, составитель и редактор публикаций по истории русской революции.

 

65 лет назад (1943) родился Михаил Михайлович Шемякин, живописец, график и скульптор

   Михаил Шемякин   Михаил Шемякин родился 4 мая 1943 года в Москве. Отец Михаила, кадровый военный, после Великой Отечественной войны был военным комендантом в Восточной Германии. В 1957-1971 году будущий знаменитый художник жил в Ленинграде, учился в Художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, откуда был исключен по идеологическим соображениям. В дальнейшем активно занимался самообразованием, много копировал картины старых мастеров в Эрмитаже. В СССР был участником шести выставок, которые закрывались на 2-3-й день после экспонирования. Был в конфликте с официальными культурными властями, подвергался принудительному психиатрическому лечению. В 1971 году под угрозой тюремного заключения был выслан из СССР. Около 10 лет прожил в Париже. Здесь приобрел известность. В 1974 году впервые был показан его акварельный цикл «Петербургский карнавал», принесший ему мировую славу. В 1981 году Михаил Шемякин переехал в Нью-Йорк. Возвращение искусства Шемякина в Россию началось в 1989 году, когда в Москве и Ленинграде прошли его первые с момента высылки из страны персональные выставки. На суд зрителей было представлено 158 работ. Еще до выставки Булат Окуджава писал: «Мощное искусство Шемякина сродни театру, необычному и непредсказуемому. Его истоки где-то в русском фольклоре, в лубке, но по мере развития захватывающего действия это искусство преодолевает границы фольклора и становится универсальным». В 1980-1990-е годы Михаил Шемякин все чаще обращался к скульптуре, создавая «карнавальные» рельефы и мелкую пластику. В период перестройки его творческие замыслы воплотились в ряде монументальных работ на родине: трагически-гротескный памятник Петру I в Петропавловской крепости (1991), памятник жертвам политических репрессий в виде пары «метафизических» сфинксов напротив петербургской тюрьмы «Кресты» (1995),  многофигурная группа «Дети и зло» в Москве (2000), а также эскизы, костюмы и макеты декораций к балетам «Щелкунчик» и «Волшебный орех» в Мариинском театре, кукольный  мультфильм  «Гофманиада». Работы Шемякина находятся в постоянной коллекции многочисленных музеев, среди  которых - Метрополитен (Нью-Йорк), Третьяковская галерея (Москва), Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), Яд Вашем и Музей современного искусства (Тель-Авив). Памятники и скульптурные композиции Шемякина установлены в Нью-Йорке («Кибела: Богиня Плодородия»), Париже («Карнавал Санкт-Петербурга»), Венеции (памятник Джакомо Казанове и монумент «В память 200-летия со дня смерти Казановы»). Михаил Шемякин - лауреат Государственной премии РФ, действительный член Нью-Йоркской академии наук, академии искусств Европы, обладатель Ордена рыцаря искусств и литературы министерства культуры Франции.

 

47 лет назад (1961) в СССР принят указ об усилении борьбы с тунеядством

     4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета СССР принял  указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». С 1960-х годов в советской пропаганде иностранный термин «паразитический образ жизни» стал вытесняться русским термином «тунеядство» (согласно толковым словарям - жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье). Лица, не работавшие в течение четырех месяцев в году, подлежали отныне уголовной ответственности, каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом на благо государства. В ускоренном строительстве коммунизма должны были участвовать все поголовно, а в отношении упорствующих решено было применять принудительный труд. Статья 209 УК РСФСР («тунеядство») могла применяться и к нежелательным элементам. Первыми жертвами законов о тунеядстве еще в начале шестидесятых годов ХХ века были поэт Иосиф Бродский и историк и публицист Андрей Амальрик, отбывавшие ссылку в Сибири по приговору суда. Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей, - незамужних и бездетных женщин за тунеядство привлекали. Кампания борьбы с тунеядцами особого результата не дала, хотя уголовная статья просуществовала 30 лет, до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и легализовавшего безработицу.



Hosted by uCoz