Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


3 мая



Всемирный день свободы печати отмечается ежегодно с 1992 года по инициативе представителей независимой печати стран Африки, одобренной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).  

Дата 3 мая выбрана не случайно. Именно в этот день в 1991 году в столице Намибии представители независимой печати стран Африки приняли «Виндхукскую декларацию», в которой содержался призыв к правительствам государств мира обеспечивать свободу прессы и ее демократический характер. В декларации подчеркивалось, что важнейшей составной частью любого демократического общества является свободная, плюралистическая и независимая пресса. В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение провозгласить 3 мая Всемирным днем печати. Главным мероприятием празднований является вручение Всемирной премии ЮНЕСКО за вклад в дело свободной печати имени Гильермо Кано, колумбийского журналиста, погибшего в 1986 году. Учреждена премия в 1997 году, вручается отдельным лицам, организациям или учреждениям.
REGNUM

В День свободы печати поминают журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей. В память о российских журналистах, отдавших свою жизнь во имя свободы слова, редакциями различных СМИ были учреждены премии. Газета «Красная звезда» присуждает ежегодную внутриредакционную премию имени Владимира Житаренко. В 2001 году была учреждена премия имени Артема Боровика за лучшее журналистское расследование. Подобные премии существуют и за рубежом. В 2001 году по инициативе итальянского журналиста и писателя Фурио Коломбо была учреждена международная премия для военных корреспондентов имени Антонио Руссо - журналиста, убитого в Грузии в конце 2000 года. Начиная с 2002 года, аспирантура факультета журналистики Колумбийского университета присуждает премию имени Курта Шорка в области международной журналистики за независимые и профессиональные репортажи, проливающие свет на противоречивые события и вопросы.

1113 - на Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах

1113 - на Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах, один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый серьезный реформатор.

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - сын князя Всеволода Ярославича и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, по имени которого Владимир и был прозван. Получил хорошее образование. Его детство прошло в Переяславле, где он узнал о страшных набегах половцев. Переменив по меньшей мере пять удельных городов, воюя в разных местах, он понял опасность княжеских усобиц и половецких набегов. В 1078 году Владимир  участвовал в битве на Нежатиной Ниве, где его отец в междоусобной борьбе завоевал Киев, а сам он был отправлен в Владимир МономахЧернигов, где княжил в 1078-1094 годах. В 1094-1113 возглавлял Переяславское княжество, подвергавшееся постоянным набегам половцев. Мономах пытался на княжеских съездах договориться о прекращении междоусобиц («каждо да держит отчину свою») и совместном отпоре врагам. Удачные военные походы Владимира против половцев сделали его в глазах современников человеком, способным защищать интересы всей Руси. В 1103, 1109, 1110-1111 годах под его водительством русские войска доходили до Азовского моря, создав ему славу полководца. После киевского восстания 1113 года феодальные верхи предложили великокняжеский стол Владимиру Мономаху.

В 60 лет став великим князем, энергичный и умный Владимир правил твердой рукой, не допуская усобиц, с помощью своих сыновей. При Владимире и его сыне Мстиславе был создан наиболее полный свод законов - «Пространная Русская Правда», трактовавший вопросы собственности, наследования, правового положения женщин, ограничивавший права князя по отношению к боярству и т.д. Понимая необходимость морального авторитета для собирания рассыпающейся страны, Владимир ввел культ Бориса и Глеба, поддерживалось летописание. Большую роль играли собственные литературные произведения Мономаха, обладавшего незаурядным писательским даром. Им были созданы «Поучение» и «Письмо Владимира Мономаха Олегу Святославичу» - яркие образцы древнерусской литературы. Деятельность Владимира Мономаха позволила объединить большую часть территории Руси и отодвинуть время начала феодальней раздробленности.

REGNUM

1469 - родился Никколо Макиавелли

1469 - родился Никколо Макиавелли, итальянский писатель, историк, военный теоретик эпохи Возрождения.

Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции, в семье юриста. Образование получил в городской и частных школах, изучал латинских классиков, право. В 1498-1512 годах был на государственной службе в должности секретаря второй канцелярии Флорентийской республики, много ездил по делам Синьории (высший орган республики), был во Франции, Тироле, Милане, Мантуе. Среди друзей Макиавелли - ведущие политические деятели Флоренции - Пьетро Содерини и Франческо Веттори. Карьера Макиавелли была прервана в 1513 году, когда в республике вновь (после 1494 года ) установилась тирания Медичи. Подозреваемый в заговоре против Медичи, Макиавелли был удален от политических дел и отправлен в ссылку в свое небольшое имение под Флоренцией. 1513-1520 годы стали временем наибольшей творческой активности Макиавелли. В этот период он пишет свои главные политические сочинения «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», трактат «О военном искусстве», комедию «Мандрагора». В мае 1527 года, когда власть Медичи была свергнута, Макиавелли предлагает свою кандидатуру на пост канцлера Флорентийской республики, но голосование Никколо Макиавеллив Большом Совете оказалось не в его пользу. Тяжело переживая неудачу, он вскоре скончался. Был похоронен в Санта Кроче, в самом сердце любимой им Флоренции.

Как политический мыслитель Макиавелли произвел подлинный переворот в устоявшейся традиции, освободив политику от пут теологии и поставив ее на реальную основу - изучение самой действительности. Макиавелли видел в политике науку и искусство, умение глубоко анализировать реальную ситуацию, теоретически осмысливать ее и находить правильное решение, искусную тактику для воплощения теории в практику. Особенно четко направление его политической мысли видно в «Государе», имевшем целью дать руководство по созданию сильного централизованного государства, способного противостоять внешним и внутренним врагам. Трезво оценивая обстоятельства, опираясь на средние слои и не доверяя в полной мере ни знати, ни плебсу, государь должен твердой рукой укреплять свою власть, не сковывая себя моральными нормами, если это диктует ситуация. «Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам и... если возможно, не избегать честного пути, но в случае необходимости прибегать и к бесчестным средствам». Жесткие методы правления, включая коварство, обман, подкуп, предательство и т. д., взятые в отрыве от патриотической цели, которой руководствовался Макиавелли, создавая «Государя», в политической мысли последующих столетий были абсолютизированы, оформившись в понятие «макиавеллизм».

1870 - родился Александр Николаевич Бенуа

1870 - родился Александр Николаевич Бенуа, живописец, историк искусства, художественный критик.

Александр Бенуа родился 3 мая 1870 года в семье архитектора Николая Бенуа. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Самостоятельно изучал историю искусства, занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Впервые представил акварельные работы на выставке в 1893 году. В 1897 году Бенуа приобрел известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», «Версальская серия», написанные под впечатлением пребывания во Франции в 1896-1898 годах. Несколько картин с этой выставки были приобретены Павлом Третьяковым. В 1898 году Бенуа организовал объединение единомышленников «Мир искусства», известное утонченной декоративностью, стилизацией и сочетанием поэтики символизма со старым искусством, и одноименный журнал. Пропагандируя старых русских художников и западноевропейскую живопись, Александр Бенуа в 1901 году приступил к изданию журнала «Художественные сокровища России» и «Старые годы». В 1903 году создал серию иллюстраций к «Медному всаднику», ставшую одним из шедевров русской книжной графики.

В это же время много работал для театра, занимаясь декорациями и режиссурой. Высокую оценку получили искусствоведческие работы Бенуа «Царское Село», «История живописи всех времен и народов», «История русской живописи в 19 веке». В 1908-1911 годах Бенуа - художественный руководитель в Париже «Русских сезонов» Сергея Дягилева. С 1917 года принимал активное участие в организации охраны памятников искусства и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, заведующим картинной галереей которого был в 1918-1926 годах). С 1926 года Бенуа жил в Париже, работая главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей театров Франции, Италии, других стран. Умер Александр Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже. В 1991 году Международным союзом деятелей хореографии был учрежден приз, носящий имя Бенуа - международный балетный приз «Бенуа де ла данс». Приз вручается по традиции в апреле, в Международный день танца, который  отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО.

1856 - умер Адольф Адан, французский композитор

Адольф Адан родился 24 июля 1803 года. Сын и ученик фортепьянного педагога Луи Адана. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Буальдьё. Еще студентом консерватории Адан написал по эскизам Буальдьё увертюру к его известной опере «Белая дама». По совету своего учителя Адан обратился к жанру комической оперы. Первая же одноактная опера Адана на сюжет из жизни Петра I - «Катерина» (1829) принесла композитору известность. В дальнейшем он создал 40 опер - «больших» и комических, много балетов, а также мессы, кантаты, хоры и романсы. Комические оперы Адана, в которых заметно влияние Обера, пользовались в свое время успехом. Среди них - «Хижина» (1834), «Король из Ивето» по Беранже (1842), «Калиостро» (1844), «Тореадор» (1849), «Жиральда» (1850), «Нюрнбергская кукла» по новелле Гофмана «Песочный человек» (1852), «Будь я король» (1852), «Фальстаф» по Шекспиру (1856). Особенно прославила композитора опера «Почтальон из Лонжюмо» (1836), мелодии которой близки французским бытовым песням. Адан писал и «большие оперы» в стиле Мейербера, но менее успешно; наибольшее число представлений выдержала опера «Ричард в Палестине» (1844). Около года (1839-1840) Адан жил в Петербурге, где писал музыку по заказу дирекции императорских театров. В 1847 году он организовал в Париже «Национальный театр» для постановки опер молодых композиторов, просуществовавший лишь год. С 1848 года был профессором Парижской консерватории по классу композиции, в 1844 году стал членом Института Франции. Музыка Адана отличается мелодичностью, изяществом; успеху многих его опер и балетов способствовала и простота сюжета. Однако до наших дней продержались на сцене лишь опера «Почтальон из Лонжюмо» и балеты - «Жизель» по Готье (1841) и «Корсар» (1856). Эти произведения, положившие начало французскому романтическому балету, занимают почетное место в репертуаре крупных балетных трупп всего мира.

Hosted by uCoz