Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


6 апреля

     История Олимпийских игр ведет свое начало с 776 года до нашей эры, когда раз в четыре года в Древней Греции, в Олимпии, устраивались популярные общегреческие празднества и состязания в честь бога Зевса. В это время объявлялся «священный мир», когда не велись военные действия и дороги в Олимпию были безопасны. Обычно празднества проходили в течение пяти дней: первый и пятый были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные - спортивным состязаниям мужчин и мальчиков. В программу Олимпийских игр входили состязания в езде на колесницах, пятиборье (бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств и т.д. В 394 году Олимпийские игры были отменены римским императором Феодосием I. Одним из первых попытку возродить понятие «Олимпийские игры» предпринял итальянский государственный деятель эпохи Возрождения Матео Палмиери (1405-1475). В 1516 году юрист Иоханнес Аквилла организовал в Бадене «показательные олимпийские выступления». В 1604 году королевский прокурор Роберт Довер, пользуясь поддержкой английского короля Якова I, организовал соревнования под названием «Олимпийские игры», которые сопровождала своеобразная «культурная программа», включавшая охоту, танцы, пение, музыку, шахматы. Соревнования стали очень популярны и проводились в течение почти 100 лет. В 1830-х годах в Швеции близ города Хельсингборга проводились соревнования под названием «Олимпийские игры», в 1844 году подобные соревнования были организованы в Монреале, в 1859 году по специальному указу греческого короля Оттона I Баварского на восстановленном в Афинах античном стадионе прошли соревнования легкоатлетов. В 1883 году французский общественный деятель, историк и литератор барон Пьер де Кубертен выступил с предложением о регулярном проведении всемирных спортивных состязаний под названием Олимпийские игры. Инициативу Кубертена поддержали представители 12 стран на учредительном конгрессе в Париже (1894). Был создан руководящий орган олимпийского движения - Международный олимпийский комитет (МОК), и утверждена разработанная бароном Олимпийская хартия - свод правил и положений МОК. 6 апреля 1896 года в Афинах открылись первые современные Олимпийские игры, в которых приняли участие 311 спортсменов из 13 стран. Соревновались по 43 видам спорта и только мужчины. С 1896 года всемирные Олимпийские игры регулярно проводятся раз в четыре года.

REGNUM

 

525 лет назад (1483) родился Рафаэль Санти, итальянский живописец и архитектор, один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения

     Рафаэль (Рафаэлло) Санти родился 6 апреля 1483 года в Центральной Италии, в небольшом городке Урбино. Сын художника, Рафаэль с детских лет жил в мире живописи. Побывав во Флоренции и познакомившись с творчеством современников - Леонардо и Микеланджело, он создал свою, лирическую, поэтическую живопись, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле» и «Обручение Марии») проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Тема светлой материнской любви, которой  Рафаэль придает особую значительность, получает выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени», «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Рафаэль - автор многочисленных изображений Богоматери. В 1515-1519 годах он создает одно из самых прославленных произведений в истории мирового искусства - картину «Сикстинская мадонна». Ее называют не только вершиной творчества Рафаэля, но и вершиной живописи итальянского Возрождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности. Эта большая алтарная картина изображает Божественную мать с Божественным младенцем, несущей людям своего сына как искупительную жертву. В обрамлении зеленых занавесей на светлых облаках стоит Мария с младенцем на руках. Ее взгляд устремлен мимо и как бы сквозь зрителя. Этому взору доступно то, что скрыто от других. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор Святая Варвара, принадлежащая, как и Мария, небесам, легко парит в облаках. Два ангелочка, облокотившиеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному образу. Впервые в творчестве  Рафаэля  религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем. Это и определяет высокую и волнующую человечность картины. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил Рафаэль в росписях станц (комнат) Ватикана, достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Проектировал собор Святого Петра в Риме, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. Рафаэль умер неожиданно, после недолгой болезни, в день своего рождения - 6 апреля. Многими его смерть была воспринята как смерть искусства - настолько велика была слава художника и всеобщим было его почитание. Согласно завещанию, Рафаэля похоронили в Пантеоне, среди великих людей Италии.

REGNUM

 

480 лет назад (1528) умер Альбрехт Дюрер (1471-1528), немецкий живописец и график
  Рисунок Дюрера 'Обнаженный'   Альбрехт Дюрер - выдающийся художник, рисовальщик, гравер, основоположник искусства немецкого Возрождения. Родился 21 мая 1471 года в городе Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. Отец Дюрера был ювелиром, и первые навыки рисования будущий художник получил в его мастерской. В течение четырех лет он учился живописи у Нюрнбергского художника М.Вольгемуто. Затем, чтобы усовершенствовать свое искусство и получить звание мастера, он отправляется в обязательное для начинающего художника путешествие по немецким городам. В 1494 году А.Дюрер возвращается на родину, а через год открывает свою мастерскую и начинает самостоятельную работу в качестве живописца и гравера. В 1494-1495 годах мастер посетил Италию. Родина Ренессанса произвела на молодого художника неизгладимое впечатление многоликостью своих городов, светом и жизнерадостностью искусства. Он был поражен и образованностью итальянских художников и тем почетом и уважением, которым они были окружены в своей стране. Дюрер перенял от итальянских теоретиков искусства учение о пропорциях человеческого тела, а позднее и сам внес в него много нового, обобщив свои наблюдения и исследования в «Четырех книгах о пропорциях». В 1505 году Дюрер возвращается в Венецию, много работает, путешествует, знакомится с Рафаэлем. В 1520-1521 годах совершает поездку в Нидерланды. Художник много путешествовал и по Германии, его привлекали нравы, обычаи и одежда его народа, местные достопримечательности. Дюрер заносил в свой путевой альбом рисунки городов, пейзажей, портреты прохожих, зарисовки встречающихся ему на пути животных. Он писал картины, создавал гравюры на дереве, одним из первых применил технику гравировки на медных досках. Он был инженером и математиком, архитектором и поэтом. Дюрер писал портреты и пейзажи, создавал величественные алтарные композиции и делал торопливые этюды. Он создавал страшные гравюры о Конце Света и писал наполненные светом картины, посвященные Рождеству Христову. Он преклонялся перед счастьем материнства и отдавал дань уважения смерти. Ничто не казалось второстепенным и неважным этому великому художнику. Последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды «Руководство к измерению циркулем и линейкой», «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей». Умер великий мастер 6 апреля 1528 года от тяжелой болезни печени. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. В Италии гравюры  Дюрера  пользовались таким успехом, что даже выпускались их подделки; прямое воздействие его гравюр испытали многие итальянские художники, в том числе Понтормо и Порденоне.

 

90 лет назад (1918) умер Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), меценат, театральный и музыкальный деятель, крупный промышленник

 Мамонтов Савва Иванович /1841-1919/, меценат, крупный промышленник. Портрет выполнен И.Е. Репиным. 1880 году.    Савва Мамонтов родился 15 октября 1841 года в городе Ялуторовске Тобольской губернии в богатой купеческой семье. В 1850 году семья переехала в Москву. Учился в гимназии, Институте корпуса гражданских инженеров в Петербурге, на юридическом факультете Московского университета. Участвовал в торговых предприятиях отца. В 1860-х годах - член правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1869 году унаследовал часть состояния отца. В 1872 году - директор Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1870-х годах - купец 1-й гильдии, избран гласным Городской думы, членом Общества любителей коммерческих знаний. С 1894 года - председатель правления преобразованного Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, где Мамонтов был главным акционером. Одновременно создавал конгломерат связанных между собой предприятий, в который, помимо железных дорог, должны были войти строивший подвижной состав Невский судостроительный и механический завод в Петербурге и для снабжения его сырьем - Николаевский металлургический завод под Иркутском. Долги, сделанные Мамонтовым в попытке финансировать грандиозный проект, ошибки и нарушения финансового законодательства вызвали крушение дела. В 1899 году его арестовали, заключили в Таганскую тюрьму. В 1900 году Московский окружной суд признал отсутствие корыстного умысла в его действиях, однако объявил Мамонтова несостоятельным должником. Впоследствии он отошел от активного предпринимательства. Общероссийскую известность и память благодарных потомков Савва Иванович Мамонтов приобрел как меценат, крупный деятель в области русского искусства, театра и музыки. С 1870-х годов вокруг Мамонтова объединяются художники и любители искусства, зимой в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве, а летом - в подмосковном имении Абрамцево. Мамонтов оказывал материальную поддержку художникам, помогал воплотить в жизнь их творческие замыслы. В его имении Абрамцево были организованы мастерские живописи, старинных художественных ремесел (резьба по дереву, керамика, майолика), так называемый «Абрамцевский художественный кружок». Там жили и работали братья Васнецовы, Антокольский, Поленов, Головин, Репин, Суриков, Коровин, Левитан, Серов, Римский-Корсаков, а также Врубель, которого открыл и поддержал Мамонтов (он выстроил специальный павильон для экспонирования двух панно Врубеля «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза», снятых с экспозиции комиссией Академии художеств на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде). Абрамцево при Мамонтове стало очагом возрождения лучших традиций национальной культуры. Здесь было создано большое количество шедевров мировой живописи. В 1885 году Мамонтов на свои средства основал Московскую частную русскую оперу, которая просуществовала до 1904 года. Именно из Частной оперы вышли многие певцы и композиторы, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах: Ф.Шаляпин, С.Рахманинов. В конце 1890-х годов Мамонтов совместно с М.К.Тенишевой финансировал журнал «Мир искусства», жертвовал средства в фонд Музея изящных искусств, был избран членом-учредителем Комитета по устройству музея, вместе с С.Т.Морозовым издавал газету «Россия» (до 1902 года). Последние годы жизни Мамонтов провел в Москве, у Бутырской заставы, при гончарном заводе «Абрамцево», изделия которого продавались в Москве и Петербурге и были удостоены золотой медали Всемирной выставки 1900 года в Париже. Умер после длительной болезни 6 апреля 1918 года в Москве, похоронен в Абрамцеве у Спасской церкви.

 

78 лет назад (1930) учрежден орден Ленина, высшая награда СССР

     Орден Ленина - высший советский орден, занимавший в орденской иерархии верхнюю ступень. Учрежден Постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года. Являлся высшей наградой СССР за особо выдающиеся заслуги в революционном движении, трудовой деятельности, защите социалистического отечества, развитие дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира и иные особо выдающиеся заслуги перед советским государством и обществом. В создании проекта ордена принимали участие художник И.Дубасов и известный скульптор И.Шадр. Первое награждение орденом Ленина было произведено Постановлением Президиума ЦИК от 23 мая 1930 года. Согласно этому Постановлению, орденом Ленина №1 была награждена газета «Комсомольская правда» за активное содействие в усилении темпов социалистического строительства и в связи с пятилетием со дня основания. В числе первых награжденных орденом Ленина были крупные военачальники Блюхер, Буденный, Ворошилов, Тухачевский, а также герои первых пятилеток шахтер Алексей Стаханов, машинист локомотива Петр Кривонос, труженики сельского хозяйства Мария Демченко, Мамлакат Нахангова, Марк Озерный и другие.





Hosted by uCoz