Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


2 апреля

     Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Сын башмачника и прачки, Ханс Кристиан хотел стать актером, петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. Когда актера из него не получилось, Андерсен стал писать. Сначала стихи, пьесы и водевили, потом романы, писал много, но его сочинения мало кому нравились... Только в 1835 году Ханс Кристиан, уже тридцатилетний, еще бедный и почти безвестный, написал на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел домой с войны...». Это была сказка «Огниво». И это было начало Копенгаген. Памятник Хансу Кристиану Андерсенуновой жизни не только для Андерсена, но и для всех людей, умеющих читать. Первое собрание его сказок было издано в 1835 году, и с тех пор герои творческой фантазии датского писателя путешествуют по всему миру, завоевав сердца миллионов читателей. С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий оловянный солдатик и Русалочка, Дюймовочка и гадкий утенок, мальчик, который был единственным, кто крикнул людям правду: король-то голый! Андерсен подарил нам сказочный мир, где не всегда побеждает добро, но всегда живут любовь, печаль и сострадание. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1845 году вышел его роман «Импровизатор», а в 1894-1895 годах - собрание в 4-х томах. В день рождения Ханса Кристиана Андерсена отмечается Международный день детской книги; его имя носит высшая международная премия за лучшую детскую книгу - Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. Его Русалочка стала символом Дании и Копенгагена.

REGNUM

1988 - родилась Мариэтта Сергеевна Шагинян, писательница

    120 лет назад родилась Мариэтта Сергеевна Шагинян, писательница.
    Мариэтта Шагинян родилась 2 апреля 1888 года в Москве в семье врача. Получила прекрасное домашнее образование, затем училась в частном пансионе, в гимназии Ржевской, одной из лучших гимназий Москвы того времени. Свидетель московских событий, связанных с революцией 1905 года, Шагинян в эти годы публиковала в московских рабочих изданиях (газеты «Ремесленный голос», «Трудовая речь») проникнутые социальным пафосом стихи («В подвале», «Песня рабочего»). В 1908-1912 годах училась на историко-философском факультете московских Высших женских курсов, затем в Народном университете имени А.Л.Шанявского; завязала дружбу с А.Белым, С.В.Рахманиновым, переписку с З.Н.Гиппиус, пережила увлечение религиозно-философскими концепциями символистов. В 1912-1913 годах Шагинян работала в издательстве «Мусагет», затем уехала за границу, позже жила в Петербурге и других городах России. Возвратилась в столицу в начале ноября 1920 года, затем снова уехала в Петербург, где опубликовала статью «Театр в Москве» в защиту московского революционного театра, а также принесшую ей известность (впоследствии экранизирована) серию агитационно-приключенческих повестей «Месс-Менд» («Янки в Петрограде», «Лори Лэн, металлист», «Дорога в Багдад»). С 1931 года постоянно жила в Москве (преимущественно в так называемом писательском доме на Красноармейской улице, 23); здесь созданы ее многие публицистические, литературно-критические работы о Т.Г.Шевченко, Низами, И.А.Крылове, И.Гете, искусствоведческие и художественные произведения (романы-хроники о семье Ульяновых, мемуары «Человек и время»), а также закончен популярный в 1930-х годах «производственный» роман «Гидроцентраль».  Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Умерла Мариэтта Шагинян  20 марта 1982 года, в возрасте 94 лет, в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище
Энциклопедия «Москва»
БСЭ
Хронос

1782 - основан город Сергиев Посад близ Троице-Сергиевой Лавры

     226 лет назад основан город Сергиев Посад близ Троице-Сергиевой Лавры.
     Сергиев Посад, который называют столицей русского православия, расположен в 70 километрах от Москвы по Ярославскому направлению. В середине XIV века Сергий Радонежский основал  на горе Маковец один из самых больших и значительных монастырей Руси - Троице-Сергиеву лавру. Впоследствии из подмонастырских слобод сформировался посадский город. Обитель стала градообразующим элементом, собравшим вокруг себя ремесленническое население. Троице- Сергиев Сергиев Посад. Троице-Сергиева лаврамонастырь был не только духовным центром России. Он активно участвовал в государственных делах и сыграл немалую роль в истории страны. Так, в 1380 году Сергий Радонежский дал легендарное благословение великому московскому князю Дмитрию Донскому на сражение с Мамаем на Куликовом поле. С 1608 по 1610 год лавру осаждали польско-литовские отряды Александра Лисовского. В течение 16 месяцев защитники обители мужественно сопротивлялись осаде, переживая болезни и голод, но не сдались. А позже здесь укрывался юный Петр I во время Стрелецкого бунта. В 1764 году согласно указу Екатерины II все церковные и монастырские угодья были отданы под управление государственного органа Коллегии экономии. В Троице-Сергиевой лавре должен был числиться 101 монах. За обителью сохранили землю, примыкавшую к крепостным стенам. В марте 1782 года вышел указ, гласивший, что «... живущим в слободах ведомства Коллегии экономии, близ Свято-Троицкой Сергиевской лавры лежащих, позволить записаться по желанию их в купечество и мещанство, учредя для них  посад  под именем Сергиевской, а в нем ратушу...». К концу XVIII века в посаде числились 600 купцов, 450 мещан, 100 цеховых. Жители занимались различными промыслами, наибольшее распространение получило изготовление игрушек. Московское губернское земство открыло в посаде учебные игрушечную и художественно-столярную мастерские. После Отечественной войны 1812 года из разоренной Москвы в Троице-Сергиеву лавру перевели духовную академию. Для нее выстроили новые корпуса, дополнившие архитектурный ансамбль обители. Поток паломников, желающих посетить эти святые места, не иссякал в любое время года. Богомольцы ехали на лошадях, шли пешком. Путь от Москвы занимал несколько дней. Все изменилось в 1862 году, когда известный промышленник и меценат Савва Мамонтов провел до города железную дорогу. В 1918 году советское правительство приняло решение закрыть Троице-Сергиеву лавру, и духовная деятельность обители прекратилась до 1946 года. В 1930 году город переименовали в Загорск в честь известного революционера. В последующие годы здесь появились крупные научные и промышленные предприятия: НИИ игрушки, НИИ птицеводства, оптико-механический и электромеханический заводы. Вокруг производств разрастались слободки, со временем ставшие жилыми кварталами, - Рабочий поселок, построенный для работников оптико-механического завода, Скобянка (так называют район кирпичников), поселок Звездочка и другие. В мае 1991 года городу было возвращено историческое название, а в декабре 1993 года архитектурный ансамбль лавры включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

REGNUM

1866 - умерла Надежда Андреевна Дурова, писательница, первая в России женщина-офицер

     142 года назад умерла Надежда Андреевна Дурова, писательница, первая в России женщина-офицер, участница войн с Францией (1807) и Отечественной войны 1812 года.
     «Седло было моей первой колыбелью, лошадь, оружие и полковая музыка - первыми детскими игрушками и забавами», - написано в автобиографических «Записках кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. Она родилась 17 сентября 1783 года в семье гусарского ротмистра. Ее мать, страстно желавшая иметь первенцем сына, не любила дочь, девочку воспитывал гусар, находившийся неотлучно Надежда Андреевна Дурова, первая в России женщина-офицер, писательницапри ее отце. По рассказам самой Надежды Андреевны, она с детства воспитывалась, как мальчик, никаких женских интересов у нее не было, а главным чувством всю жизнь были «любовь к отцу и отвращение к своему полу». В сентябре 1806 года, тайно, Надежда, обрезав косы и переодевшись в мужское платье, унеслась на верном коне Алкиде вслед за покидающим ее родной Сарапул (Прикамье) казачьим отрядом. Под именем Александра Васильевича Соколова служила в конном польском казачьем полку. За спасение раненого офицера в разгар сражения была награждена Георгиевским крестом. Отец, которому Дурова писала о своей судьбе, разыскивал ее, и по его просьбе было произведено расследование, в связи с которым «Соколова» пожелал видеть Александр I. Император, пораженный самоотверженным желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии в чине корнета гусарского полка под именем Александрова Александра Андреевича - производным от его собственного. В составе Литовского уланского полка она приняла участие в боевых действиях Отечественной войны, получила в Бородинском сражении контузию ядром в ногу и была произведена в чин поручика. Служила ординарцем у Кутузова. Участвовала в военных кампаниях 1813-1814 годов, получив несколько наград за храбрость. В 1816 году Дурова вышла в отставку в чине ротмистра, когда ей было всего 33 года. В 1836 году в пушкинском «Современнике» появились ее мемуары «Записки кавалерист-девицы», вызвавшие восторженные отклики. Ободренная успехом, Дурова начала писать романы и повести, в 1840 году вышло собрание сочинений в четырех томах. Одна из главных тем ее произведений - раскрепощение женщины, преодоление разницы между общественным статусом женщины и мужчины. Остаток жизни Дурова провела в маленьком домике в городе Елабуге в окружении лишь своих многочисленных подобранных когда-то собак и кошек. Умерла Надежда Андреевна в возрасте 83 лет, 2 апреля 1866 года. При погребении ей были отданы воинские почести.

1891 - родился Макс Эрнст, крупнейший немецкий художник-график XX века, один из основоположников сюрреализма

     117 лет назад родился Макс Эрнст, крупнейший немецкий художник-график XX века, один из основоположников сюрреализма, создатель техники фроттажа.
     Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года в городке Брюле в Германии. В 1908-1914 годах параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию, психологию и историю искусства в Боннском университете. В 1919 году в Кельне участвовал в создании группы дадаистов - приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, писателей и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть установленные общественные, моральные и художественные ценности. В том же 1919 году художник создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» - «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. В 1922 году Эрнст переехал в Париж, где жил до начала второй мировой войны. В 1924 году он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм - направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж - перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем; в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму. Эрнст дорисовывал его краской. Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых. В 1941 году Макс Эрнст приехал в США и сначала поселился в Нью-Йорке, а затем в Аризоне. В 1948 году вышла его книга «За пределами живописи». В 1951 году он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из них были размером с почтовую марку; он назвал их «картинами-микробами». В 1951 художник вернулся в Париж, где в 1959 году Музей современного искусства организовал ретроспективную выставку его работ. Такие же выставки прошли и в Нью-Йорке: в Музее современного искусства, в Еврейском музее и в музее Соломона Гуггенхейма. Умер Макс Эрнст в Париже 1 апреля 1976 года.

Hosted by uCoz