Прянишников Илларион Михайлович
(1840-1894)
Один из талантливейших художников-жанристов
второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве
важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой
фигурой поколения передвижников.
Прянишников учился в МУЖВ (1856-
65) у , ориентировавшего учеников на тщательное и
строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному
обобщению натуры.
Многое для себя Прянишников открывал
самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в
искусстве.
Уже в первых работах начала 1860-х гг.
("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо
проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к
живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные
цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, -
"Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую
известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение
типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения
человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все
продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов,
которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого
чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую
галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства.
Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального
академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил
разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме
выражать вечные истины.
Следующий этап развития творчества
Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки"
(1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были
признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей
композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в
этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную
среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых
автором из народной жизни.
|