Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


Феофилактов Николай Петрович (1878-1941)

 

Н. П. Феофилактов родился в Москве. К началу работы в «Весах» он успел закончить Московский межевой институт, но становиться землеустроителем не собирался. Он усиленно занимался рисованием, с увлечением читал каждый номер журнала «Мир искусства» и поступил вскоре в Художественную студию . В эту пору Феофилактов сдружился с молодыми , , . Вместе с этими художниками он участвовал в открывшейся в Саратове в 1904 году выставке «Алая роза», а позднее, с той же группой живописцев-символистов, и в выставке «Голубой розы».

На дарование молодого графика обратил внимание С.П. Дягилев. Это открыло Феофилактову двери редакции «Мира искусства», где он опубликовал свои первые работы. Вскоре он познакомился с В.Брюсовым. Признанный глава московских символистов привлек художника к работе в «Скорпионе» и в «Весах». Шесть лет существования «Весов» стали временем расцвета графического таланта Феофилактова. Он сделался ведущим художником и издательства и журнала. В ту пору Феофилактов жил под обаянием творчества и личности английского графика Обри Бердслея. Недаром его называли тогда «московским Бердслеем». О силе увлечения Бердслеем и о «бердслеевском» периоде русской графики в целом можно судить по воспоминаниям Н.В.Кузьмина, который, как и многие его современники, разделял эту страсть: «Бердслей умер молодым — двадцати пяти лет от чахотки, и за свою короткую жизнь этот юноша успел создать целый фантастический мир образов, убедительных и немыслимых... Его рисунки казались мне нерукотворными, их бисерное, головокружительное мастерство вызывало столбняк у профанов и завистливое удивление профессионалов». О Феофилактове Н.В. Кузьмин не без иронии говорит как о мастере, «полоненном Бердслеем пожизненно». «Бердслианец» Феофилактов усвоил и уроки изощренной культуры «Мира искусства», но он — представитель московской школы книжной графики, которая моложе петербургской, менее строга и канонична, порой наивнее и простодушнее, лиричнее и мягче.

Одна из первых графических удач Феофилактова — марка издательства «Скорпион». В «Весах» он автор не только многочисленных виньеток, но и обложек журнала. Публикуются здесь и сделанные им эскизы будущих выпусков. Стать в «Весах» заметным, непохожим на других, незаменимым было трудно — здесь сотрудничали , , . А один из номеров полностью оформил . Феофилактов не только сумел обрести собственное лицо, но во многом определил и весь графический облик журнала.

Программное произведение Феофилактова — эскиз обложки номера «Весов», посвященного Обри Бердслею. Этот лист несколько наивен в своей насыщенности бердслеевскими мотивами и образами, с московской щедростью заплетенными в густой, мерцающий, прихотливо-изысканный узор. Но Феофилактов не обладал импровизационной свободой своего кумира. Естественнее всего он чувствовал себя, когда не был связан жестко продуманным литературным заданием. Лаконично решена одна из обложек 1907 года. Вибрируя и вздрагивая, перо художника плетет подобие паутины или кружева, в которое запутано название журнала. Точечный и дробный орнамент окружает саму надпись, но слово «Весы» легко прочитывается.
 


Hosted by uCoz