Акимов Николай Павлович
(1901-1968)
Н. П. Акимов попал в Петербург совсем юным, и
почти вся его жизнь оказалась прочно связанной с этим городом.
Обучался он в студии С. М. Зейденберга (1915-18), через несколько лет
поступил в Академию Художеств, но оставил ее, не доучившись.
Занимался книжной
графикой и успел создать себе имя, но по-настоящему нашел себя в
сценографии. Работа в театре настолько увлекла его, что в конце
1920-х гг. он обратился и к режиссуре, сделав ее второй, если не
первой, профессией: в 1933 г. возглавил Ленинградский мюзик-холл, а
в 1935-м - знаменитый Ленинградский театр комедии, художественным
руководителем которого оставался до самой смерти (кроме 1949-55 гг.,
когда был вынужден перейти в другой коллектив).
Театр был подлинным
центром разнообразных творческих интересов Акимова. Славились его
озорные и изящные, подчас парадоксальные комедийные спектакли, среди
них особое место принадлежало первым интерпретациям пьес-сказок Е.
Л. Шварца.
Декорации и костюмы, созданные Акимовым после войны -
большей частью к собственным постановкам,- неизменно отличались
редкой фантазией и изобретательностью ("Тени" М. Е.
Салтыкова-Щедрина, 1952; "Дело" А. В. Сухове-Кобылина, 1955;
"Дракон" Е. Л. Шварца, 1962; "Дон-Жуан" Дж. Байрона, 1963).
Оригинальные афиши, которые он исполнял к каждому своему спектаклю,
были неотъемлемой частью городской рекламы в 1930-60-х гг.
В
огромной серии живописных и графических портретов, создаваемых
мастером на протяжении нескольких десятилетий, предпочтение
отдавалось людям театра - актерам, режиссерам, драматургам. Темы
театра и драматургии преобладали и в его книжной графике, к которой
он вернулся и 1960-х гг. после длительного перерыва. Преимущественно
проблемам театра были посвящены и ею блестящие полемические статьи,
составившие впоследствии два тома.
Прирожденный педагог, Акимов с
1955 г. преподавал в Ленинградском театральном институте на
основанном и возглавляемом им постановочном факультете (с 1960 г.
профессор), где воспитал многих превосходных мастеров сценографии.
Блестящий и остроумный человек, Акимов входил в художественную элиту
своего города, определяя ее высокий уровень и неповторимое лицо.
|